Содержание
-
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей
Подготовила воспитатель группы № 8 Кокина Наталья Алексеевна Консультация для родителей
-
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
-
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина. Именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
-
Мнемотехника или мнемомика, в переводе с греческого – «искусство запоминания» Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; связную речь; мелкую моторику.
-
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же ребенок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развивать ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
-
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Модель русской народной сказки «Репка» для младшего дошкольного возраста Схема для составления рассказа
-
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются: для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах произведений художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)
-
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый ОхотникЖелаетЗнатьГдеСидитФазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
-
Когда можно заниматься мнемотехникой. Мнемотехникой можно заниматься с младшего возраста, но рационально вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
-
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т.п..
-
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Модель русской народной сказки «Три медведя»
-
Последовательность работы с мнемотаблицами. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит обработка метода запоминания.
-
Заучивание стихотворенийИспользование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Я рубашку сшила мишке Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И конфетку положить!
-
В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.
-
Пересказывание сказок
-
-
Мнемотаблицы для составления загадок
Без окон, без дверей, Полна горница людей (Огурец) Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук)
-
Еще один пример мнемотехники – составление рассказа с помощью мнемотаблиц. Ребенку предлагают посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Весной ярко светит солнце. Начинает таять снег. Бегут ручьи, распускаются подснежники. Зазеленела травка, а на деревьях появляются листочки. Проснулись от спячки медведь и ёжик. Зайки полиняли и стали серенькими. У всех зверей в лесу скоро появятся детеныши.»Затем дети воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
-
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: 1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи. 2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы. 3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. 4. Развитие творческих способностей, фантазии. 5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
-
Таким образом, используя приемы мнемотехники для развития речи детей, постепенно осуществляется переход от вашего творчества к совместному творчеству с ребенком. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это - прежде всего это начальная, «пусковая», наиболее эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.Уважаемые родители! Мы надеемся что данный материал поможет Вам в работе по развитию речи ваших детей и желаем успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.