Содержание
-
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников» Воспитатель МКОУ СОШ №2 г.п. Нарткала Жамбеева З.З.
-
В ФГОС ДО особое внимание уделяется образовательной области Речевое развитие. Развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
-
Проблемы речи детей дошкольного возраста
При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий Пропускают отдельные звенья “Теряют” действующих лиц. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов Бедная диалогическая речь Плохая дикция
-
Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.
-
Что такое мнемотехника?
«mnemonikon» - искусство запоминания древнегреческая богиня памяти Мнемозина
-
Владели этим искусством в совершенстве
Юлий Цезарь Македонский Наполеон Бонапарт
-
АКТУАЛЬНОСТЬ 1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. 2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. 3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
-
«Учите ребёнка каким-нибудьнеизвестным ему пятисловам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский «Я слышу и забываю. Я вижу изапоминаю. Я делаю изапоминаю.» Конфуций
-
Мнемотехника- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук
-
ЗАДАЧИ: 1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии. 2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. 3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. 4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера. 5. Обучать детей правильному звукопроизношению. 6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
-
-
-
Структура мнемотехники
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами– изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
-
Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это ужеквадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
-
Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определенная информация.Суть мнемосхемзаключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом,весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легковоспроизводит текстовую информацию.
-
Рассказ В. Бианки«Купание медвежат»
-
Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: рассматриваниетаблицы и разбортого, чтонанейизображено. 2 этап: осуществляетсяперекодированиеинформации, т.е.преобразованиеизабстрактныхсимволовслов вобразы. 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
-
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
-
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
-
Мнемотаблицы систематизирующие знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни человека
-
Зима
Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках.
-
Лето
Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
-
Осень
Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.
-
Весна
Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.
-
Составление описательных рассказов по лексическим темам
-
-
-
-
-
ЗАУЧИВАНИЕСТИХОТВОРЕНИЙ В руки овощи берем, Овощи на стол кладем, Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.
-
Заучивание потешек, скороговорок
-
Результаты - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; - словарный запас выходит на более высокий уровень; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Вывод Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.