Содержание
-
Кейс-техногия
Принципы организации учебной деятельности на уроках биологии Составитель: Слободина Н. Г. учитель биологии МАОУ ПГО «СОШ № 8»
-
Требования к организации урока в рамках ФГОС
-
Сущность кейс-метода
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного обучения. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.
-
Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
-
Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)
-
-
Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»?
практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации. Учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Лев Толстой с ранней весны и до первого снега ходил босиком; академик И. П. Павлов в 80 лет купался в Неве до поздней осени и носил зимой легкую одежду; Илья Репин, будучи стариком, спал зимой на открытой веранде; с ледяной водой и зимней стужей дружили А. В. Суворов и Н. Г. Чернышевский; в проруби купался И. А. Крылов, а А. С. Пушкин принимал ванны со льдом.. Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать? Чем полезно закаливание ? Какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим?
-
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных деталей. Группа школьников, развлекаясь, обрывает листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растению. Перед вами стоит задача, доказать ребятам, что лист являясь частью растения выполняет жизненно важные функции, без него растение погибнет. Содержание кейса: Статья «Лист, его строение» Статья «Строение и функции тканей листа» Схема «Строение листовой пластинки. Процесс фотосинтеза» Схема «Процесса фотосинтеза» Схема «Процесса транспирации и газообмена» Материал учебника «Листопад»
-
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
-
Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Современные кейсы все больше представляют из себя базу Интернет - ссылок. Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Следует отметить, что сегодня нет определённого стандарта представления кейсов. Кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.
-
Итак, хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать чётко поставленной цели создания; иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся; быть актуальным на сегодняшний день; быть ориентированным на коллективную выработку решений; иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения), чем провоцировать дискуссию.
-
Как организовать деятельность в режиме кейс-метода?
Во-первых, разрабатывается учебное задание проблемного типа, ориентированное на практическую ситуацию. Во-вторых, нет однозначного ответа на познавательный проблемный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. В-третьих, акцент образовательной деятельности здесь переносится не столько на овладение готовым знанием, сколько на его выработку мнений или решения, на сотворчество обучающихся и преподавателя.
-
Модель деятельности в режиме кейс-метода
Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию; Преподаватель готовит кейс (печатный или интернет-ссылки). Обучающиеся прочитывают и изучают кейс, анализируют материал. После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и происходит выработка нескольких решений. Группы презентуют свои решения. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, поддерживающего дискуссию. Преподаватель совместно с обучающимися подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).
-
Преимущества для обучающихся, которые может получить преподаватель, практикующий кейс-метод.
Кейс-метод позволяет активизировать теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.
-
Методы кейс - технологии
-
Метод инцидента.
Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему. Например, для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Алевтина Григорьевна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт. - Что это?!! – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничной клетке. Соседка сказала, что, скорее всего это грибы». Вопросы к тексту: Могут ли это быть грибы? А другие организмы (например, растения)?
-
Метод разбора деловой корреспонденции.
Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка? Вопросы: Какую зависимость проследил Н.И. Лунин? Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява? Какие документы могут в этом помочь? Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, Перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих.
-
Кейс - стади
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
-
Вывод
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.