Содержание
-
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «ПУТЬ К СОТВОРЧЕСТВУ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»
-
Образование – это путь в будущее, это Образование – это путь в будущее, это способ жизни. Это надежда на преодоление глобального кризиса современной цивилизации, на создание необходимых условий для выживания и дальнейшего безопасного развития человечества. Современное образование предполагает открытость будущему, его дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием процессу обучения творческого характера.
-
Цели проекта
СФОРМИРОВАТЬ ПРОЧИТАННОЕ В ЕДИНУЮ СИСТЕМУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЕЕ СУЩНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ТЕМЫ, КОТОРЫЙ ОТПЕЧАТЫВАЕТСЯ В ПАМЯТИ, ВЫСТРАИВАЕТ ЦЕПОЧКУ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ – АССОЦИАЦИЙ СОЗДАТЬ ОРИЕНТИР И СТИМУЛЯТОР ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
-
АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ РАБОТЫ
Современная концепция образования в своей основе содержит такую цель, как создание образованного интеллектуального общества, и относит это к разряду национального богатства. Продекларирована ценность духовного здоровья человека и от учителей требуется воспитать учеников, стремящихся к творчеству, умеющих решать нестандартные задачи. Сегодня перед школой поставлена задача воспитать патриота, личность, которая может быть ответственна перед собой и обществом, гражданина, уважающего права и свободы человека. Но как это сделать? Сегодня учитель литературы оказывается зажатым между необходимостью постоянно доказывать, что нельзя уменьшать часы литературы в курсе школьной программы, и современным школьником, на которого огромным потоком из средств массовой информации льется развлекательно-криминальная информация. К сожалению, сегодня урок литературы – это почти единственный «островок» нравственности и духовности в школе, где еще продолжается борьба за сердце подрастающего человека. От того, как сегодня учитель-словесник сумеет разбудить всё лучшее в ребенке, завтра будет зависеть нравственный климат в стране. Все вышесказанное заставляет меня постоянно идти в ногу со временем, экспериментировать, использовать элементы современных педагогических технологий. Основной принцип каждого урока – это принцип «трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.
-
В последнее время на уроках литературы в старших классах я достаточно часто использую опорные схемы-конспекты. Особенно они помогают учащимся при изучении крупных произведений. Каждый урок литературы подобен лестнице, и опорная схема-конспект – это лишь первая, базовая ее ступенька, с которой необходимо подниматься выше, к философскому постижению изучаемого текста. Каждый объемный роман – это целый мир мыслей и чувств. Грамотно построенная опорная схема-конспект помогает систематизировать прочитанное, представить огромный и разнородный поток мыслей и образов как целое, как единую систему. Ведь опорная схема-конспект – это не что иное, как изображение сущности и взаимодействия составляющих этой системы. При изучении произведений опорной схеме уделяется всего лишь пять – восемь минут, а потом дискуссии, споры, поиски… В процессе диалога возникает множество вопросов, учитель предлагает различные творческие задания. На тех уроках, на которых используются такие схемы, учитель постоянно говорит: «Все ответы есть в тексте. Читайте, находите, аргументируйте свою точку зрения.» Такая совместная работа учителя-ученика – это поиск, стремление заинтересовать ребят классикой, научить задумываться над жизнью и своим местом в ней, находить ответы «на вечные вопросы» в книгах великих писателей. Каждая опорная схема-конспект представляется ребятам с описанием, которое является минимальным, но обязательно сюжетно оформленным исходным знанием для последующей работы. В течение следующих уроков этот конспект продолжает оставаться на доске, так как он не только высвечивает примерную перспективу работы над произведением, но и создает в сознании учеников зрительный образ темы в целом, который надежно отпечатывается в памяти, выстраивает цепочку последовательных знаний-ассоциаций. Важность этого процесса мы особенно оценим при повторении пройденного.
-
-
ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ К РОМАНУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
-
Повесть «Княжна Мери» Повесть «Максим Максимыч» Повесть «Фаталист» Повесть «Бэла» Повесть «Тамань» ДНЕВНИК ПЕЧОРИНА
-
Опорная схема-конспект к драме А.Н. Островского «Гроза»
-
Система персонажейДействие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом.
-
Обличение самодурства и невежества в драме А.Н. Островского «Гроза»
-
Положение русской женщины в XIX века и в наше время
-
XIX век и наше время
-
Русские критики о драме А.Н. Островского «Гроза»
-
По драме А.Н. Островского «Гроза»
-
К роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
-
-
-
ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ К ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
-
СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОЭМЕ
СЕМЬ МУЖИКОВ-ПРАВДОИСКАТЕЛЕЙ В ПОИСКАХ СЧАСТЛИВОГО («ПОКОЙ», «БОГАТСТВО», «ПОЧЕТ») Д О Р О Г А «КОМУ ЖИВЕТСЯ ВЕСЕЛО, ВОЛЬГОТНО НА РУСИ?» ВСЯ РУСЬ
-
-
Григорий Добросклонов – народный заступник?
-
Три сюжетные линии в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
-
Порфирий Петрович Преступление Родиона Топор Разумихин (друг) История семейства Мармеладовых Бытописание «низов» общества Своеобразный социально- психологический тип Соня, Катерина Ивановна, Мармеладов и другие ИСТОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА композиционный центр романа Дуня – Свидригайлов (в духе сентиментальной мелодрамы) Лужин Брак с Разумихиным ЭПИЛОГ
-
ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ «РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ»
-
-
ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «Двойники Р. Раскольникова»
-
ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «Антиподы Р. Раскольникова»
-
ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ Л.Н. ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР»
-
ПУТЬ ИСКАНИЙ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО
«+» *Смерть *Любовь ко всем людям * Любовь к Наташе * Бородино *Со всеми за Отечество *Любовь к Наташе *Отрадное * «Нет, жизнь *С Пьером на пароме не кончилась…» *Желание славы *Тихое семейное счастье. Сын *Шенграбен *Аустерлиц «-» (его Тулон) *Презрение к Наташе *Желание убить А.Курагина
-
ПУТЬ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА
Смерть отца Дуэль с Разочарование Плен Декабризм Долоховым в масонстве знакомство с 1825 год Коротаевым * * * * * *Золотая *Преобразование Молодежь Пьера ** * ** 1805 год Женитьба В среде 1812 год Семья и любовь Салон на Элен массонов Пьер на к Наташе А.П. Шерер Бородинском (увлечение поле и в Наполеоном) осажденной французами Москве
-
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ ПО РОМАНУ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
-
Опорная схема-конспект к сюжетной линии «Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат»
-
-
«Проблема творчества и судьбы художника. Мастер и его ученик» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Патриаршие пруды Поэт Иван Бездомный Встреча с Воландом Типичная жизнь члена МАССОЛИТА Купание в Москве-реке Больница клятва Последняя встреча с Мастером Бездумие П е р е р о ж д е н и е Духовное наследие профессор И.Н.Понырев прозрение
-
«Милосердие в романе» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Три раза милосердие торжествует в романе: В Варьете, когда после крика Воланд возвращает голову Бенгальскому. Носовой платок для Фриды как знак ее прощения. При прощении Понтия Пилата.
-
Опорная схема-конспект в пьесе М. Горького «На дне»
-
СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ
-
Опорные схемы-конспекты к роману-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон»
-
СТРУКТУРА РОМАНА
-
Женщины в судьбе Григория Мелехова
- хозяйство дети всепоглощающая - вызов хутору - собственность традиции страсть - душевная - земля близость - хутор - общее мироощущение НАТАЛЬЯАКСИНЬЯ - сильный характер- насилие отца - верность- несчастное замужество - семья - битая мужем - смерть - семейный плен - смерть дочки - смерть «За всю свою горькую жизнь отлюблю» «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не каясь… что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть»
-
А к м е и з м
-
-
Ф у т у р и з м
-
-
СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
-
Анализ художественного произведения
-
Значение творчества писателя
-
Сравнение персонажей («лишних» людей) в русской литературе
-
СХЕМА РАЗБОРА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
План разбора лирического стихотворения Название, дата написания. Реально – биографический и фактический комментарий. Жанровое своеобразие. Идейное содержание: ведущая тема; основная мысль; эмоциональная окраска; преобладающие интонации. Структура стихотворения: сопоставление и развитие основных словесных образов: по сходству, по контрасту, по смежности, ассоциативно, по умозаключению; Основные изобразительные средства: Метафора, Метонимия, Сравнение, Аллегория, Символ Гипербола, Литота, Ирония, Сарказм, Перифраза и т.д.
-
с)речевые интонационно-синтаксические особенности: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание и т.д.; основные ритмические особенности: ямб, хорей, пиррихиний, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест; рифма: мужская, женская, дактилическая, точная – неточная, богатая, простая, составная и т. Д.; Способы рифмовки: парная, перекрестная, кольцевая;
-
Строфика: одно-, дву-, трех- … - восьмистишие, сонет, онегинская строфа, прозаическая строфа и т.д.; Инструментовка: эвфония (благозвучие), звукозапись (аллитерация, ассонанс) и т.д. Черты лирического героя. Ваше восприятие произведения.
-
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ИЛИ ПЕРСОНАЖА
А. Место персонажа в системе образов произведения. Б. Характеристика персонажа как определенного социального типа. Социальное и материальное положение. Внешность. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей: а) характер деятельности и основные жизненные устремления; б) влияние на окружающих. Область чувств: а) отношение к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. Авторское отношение к персонажу. Личные черты, которые выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) предысторией или биографией; д) через цепь поступков; е) в речи; ж) окружающей обстановкой. В. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?
-
-
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СХЕМ-КОНСПЕКТОВ
Учащиеся овладели навыком выстраивания сюжетных линий как единой системы всего произведения. Выработано понимание роли и значимости каждого литературного персонажа в композиционном построении произведения. Создана лаконичная и эффективная система для работы по повторению изученного в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации. Система открыта и востребована коллегами для использования на уроках литературы. Учащиеся вовлечены в работу по созданию опорных схем-конспектов, что способствует развитию логического и творческого мышления.
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью каждого урока я ставлю пробуждение интереса и творческого начала в каждом ребенке. При помощи таких опорных схем-конспектов удается от абстрактных, обобщенных теоретических понятий привести ученика к конкретному анализу произведения. При этом мы с ребятами упражняемся в самостоятельном анализе текста, находим в нем основные структурные элементы, просматриваем их взаимосвязь и роль в раскрытии авторских идей и авторского отношения к жизни, пытаемся понять не только позицию писателя, но и наше личностное, читательское отношение к его точке зрения.
-
Если осмыслить под культурологическим углом зрения произведения, изучаемые в 9 – 11 классах, то можно заметить, что одни из них могут дать прекрасную возможность освоить с учениками разные виды систем образов, другие – способы раскрытия автором внутреннего мира героя, его эволюцию, третьи – роль композиции и сюжета в воплощении идей писателя. Исходя из этого я и строю ключевые схемы анализа художественных произведений. Хотелось бы особо подчеркнуть, что эти схемы помогают учителю «ввести» учеников в произведение. Но постепенно привыкая смотреть на текст как на определенную гармоническую систему, понимая смысл знаков этой системы, ученики сами осваивают такой подход, пользуются им , «изобретают» собственные схемы. В моей работе представлены схемы учащихся 11 класса, с которыми они охотно выступали на уроках литературы, объясняя и аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст. Я ищу свой путь в условиях разнообразия педагогических технологий. Думаю, что каждый учитель и каждый класс – это свой микрокосмос. Порой, чтобы на уроке зажечь несколько новых звездочек, прибегаю к опорным схемам-конспектам. Опираясь на такие схемы, дети чувствуют себя увереннее, свободнее говорят, смелее отстаивают свою точку зрения. А что может быть важнее ответного детского монолога или диалога на уроках? Ничто! Так изо дня в день мы учимся слушать и слышать друг друга, открываем для себя мир литературы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.