Содержание
-
-
Под критериальным оцениванием понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.
-
Для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваются, как знания и умения - предметные результаты, так и личностныерезультаты (готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению), - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).
-
Оценивается не только результатучебного труда, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.
-
Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлятьвзаимооценивание.
-
Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:
1.Оцениватьсяс помощью отметки может только работаучащегося, а не его личностьи личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).
-
2.Работаучащегосясравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы); При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений (Критериальное оценивание не предполагает отказа от балльной системы, поэтому мы можем использовать его и при традиционном «пятибалльном» оценивании).
-
3. Эталон известен учащимся заранее; Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку; Критерии не должны быть спущены сверху; Они должны быть четкими, ясными, понятными;
-
Вначале критерием выступает образец. Учитель демонстрирует правильное написание элемента буквы, просит детей воспроизвести его в прописях и оценить свой учебный результатв соответствии с образцом (эталоном). Оценить можно с помощью волшебной линеечки или знаков +, - , ? После самооценки ребенка оценку совершает учитель. Несовпадение оценок вызывает рефлексию: Почему моя оценка не совпала с оценкой учителя? Какой элемент буквы я написал неправильно? Ученик стремится найти причину своей ошибки.
-
Критерии вводятся постепенно. Каждую работу можно оценить по разным критериям, но важно, чтобы ребенок учился видеть свой результат вначале через призму одного критерия, затем нескольких. При подготовке к выполнению задания учитель спрашивает учеников: Какое умение мы будем проверять ? Какое правило? Что нужно для того, что бы правильно его выполнить? - Что будем оценивать? - Как будем оценивать? - Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными? Так формулируются критерии.
-
Учитель вправе вводить дополнительные критерии оценивания. Например, ребенок выполнил работу плохо. Оценка по основному критерию будет низкая. В этой связи учитель предлагает ученику оценить себя по критерию « аккуратность», « старательность», оценивает его и сам по одному из дополнительных критериев. Зачем? Ну, конечно, для того, что бы ребенок испытал успех, поверил в себя. Иначе он перенесет низкую оценку в целом на собственную личность. Мотив учения может ослабеть. Младший школьник, как никто другой, должен испытать ситуацию успеха.
-
Далее учащиеся учатся видеть учебное задание сквозь призму нескольких критериев, учатся оценивать себя по нескольким критериям. Критерии к заданиям на этапе изучения нового материала и первичного формирования умений формулируются исходя из алгоритма правила. (Правило учебника переводится на язык алгоритма).
-
Инструментом оценивания стали шкалы, которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.). Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой. Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.
-
Уже в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:-оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью шкалы;-соотносить свою оценку с оценкой учителя;-договариваться о выборе образца для сопоставления работ;-обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
-
Наряду с оценочной шкалой используется также светофор, для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс: - красный – я не знаю, прошу помощи, - жёлтый – сомневаюсь, не уверен, - зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.
-
Во втором классе у детей появляются оценочные листы ( «Что я знаю и умею»), в которой ребенок фиксирует свои знания и умения по каждой теме: ЗУ, З, С, НЗУ. Таким образом, ребенок видит, какие именно умения ему надо отработать. Учитель создает сводную ведомость знаний и умений по классу. Такая таблица помогает учителю определить, какие умения надо отработать с каждым конкретным ребенком. Для этого может быть предложена дифференцированная работа по группам, где каждая группа отрабатывает свое конкретное умение. Контроль работы в каждой группе может осуществлять сам учитель, либо в каждую группу будет назначен ребенок, хорошо владеющий данным умением. Он будет выступать в роли учителя. - Может быть предложено дифференцированное домашнее задание на отработку определенных умений. - Это может быть индивидуальная или парная работа по карточкам.
-
Взаимоконтроль Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. ( Урок чтения. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились невнятно. Мне понравилось, как Алёша громко, выразительно рассказывал стихотворение. Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не торопилась и читала громко»)
-
Критерии оценивания некоторых форм работ в начальной школе.
-
Литературное чтение
-
Оцени чтение вслух ________ прочитал полными словами – по слогам плавно – с остановками учитывал границы предложений – или нет учитывал знаки препинаний - или нет громко – тихо чтение прозвучало выразительно – или нет (передавал чувства героев, отношение автора) Чтение __________ было приятно слушать
-
Оцени чтение стихотворения наизусть
_______ рассказывал плавно – с остановками громко – тихо без ошибок - с ошибками учитывал знаки препинания – или нет передавал голосом чувства – или нет Чтение _______ было выразительным – или нет
-
-
Оцени пересказ текста
______ пересказывал чётко - невнятно плавно – с остановками Близко к тексту – больше своими словами Использовал слова автора – или нет _____ было приятно слушать
-
Математика
-
Оцени работу при решении задач (материал новый)
Я справился, мне было легко, потому что… Я справился, но мне было трудно, потому что… Я понял, как решать подобные задачи, но ошибся в вычислениях. Я не справился, потому что …
-
Оцени работу при решении типичных задач (материал хорошо изучен)
Я легко справился с задачей, мне не понадобился схематичный план. Мне тяжело было решать эту задачу, помог схематичный план. Моя работа выполнена правильно – неправильно аккуратно – неаккуратно Думаю, что я честно заслужил (пока не заслужил) «5»
-
-
Самооценка
цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо»
-
Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке
Символы– фиксация оценки производится следующим образом: «+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации « - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием;
-
Балловая оценка Процент выполнения 95-100% -высокий уровень усвоения 75 -95% - среде – высокий уровень 50 -74% - средний уровень меньше 50% -низкий уровень
-
Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе.
-
«Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
-
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
-
«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зеленый – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный - нужна помощь
-
-
Критериальное оценивание позволяет: Учителям:1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;3. Улучшить качество преподавания;4. Улучшить качество обучения;5. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;6. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания.
-
Учащимся: 1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
-
Родителям:1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.