Содержание
-
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЯ i КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МОУ СОШ №15 г. АЗОВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НИКИШИНОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ
-
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ 3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В СЛОВАРНЫХ СЛОВАХ 4. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ 4.1. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ 4.1.1. «ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» 4.1.2. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.1.3. «АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ» 4.2. «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.3. РАЗВИВАЙ-КА. 4.3.1. «АНАЛОГИИ» 4.3.2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» 4.3.3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 4.3.4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» 4.3.5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 4.4. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 5.ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ 6. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та , которая словами, Как людьми, населена. Правит ими государь По прозванию Словарь И относится он к ним Словно к подданным своим. Утверждать ему не ново, Как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать.
-
«…НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ НАПИСАНИЯ СОСТАВЛЯЮТ 30-35% ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОВЕРЯЕМЫМ. ЭТИ ЦИФРЫ ГОВОРЯТ О НЕОБХОДИМОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ РАБОТЫ С ТАКИМИ СЛОВАМИ.» О.Н.ЛЕВУШКИНА
-
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Задачи констатирующего эксперимента: выявление уровня орфографической грамотности учащихся в работе над словарными словами; установление основных причин орфографических ошибок.
-
РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
Место проведения: МОУ СОШ №15 г.Азова Дата проведения: 23 ноября 2013г. Объем: 15 словарных слов Количество учащихся: 20 человек Словарно-орфографическая работа, предшествующая данному срезу, была ориентирована на механический способ запоминания.
-
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В СЛОВАРНЫХ СЛОВАХ
работа над словарными словами носит, как правило, бессистемный характер; задания преимущественно механического способа запоминания, исключающие опору на мыслительную деятельность и различные виды памяти.
-
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
-
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Мнемонические приемы запоминания облегчают запоминания внешнего облика «трудных» букв путем образования ассоциаций. Требования к мнемотехнике: ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-либо общим признаком: цветом, формой, действием, звучанием и т.д.; иметь не вызывающие сомнения буквы, «опасные» в словарном слове.
-
ВИДЫ ЗАДАНИЙ С ОПОРОЙ НА АССОЦИАТИВНЫЕ ОБРАЗЫ
-
«ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»
«Графические ассоциации»(рисунки-образы) – зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы. Слово трудное попалось – Это, братцы, не беда. Нарисуем в слове букву – Не забудем никогда.
-
Х ЗЯЙСТВ В КРУГ К ЛЕСО
-
«ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»
Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении: КОСтя пришел в КОСтюме. ПАпа носит ПАльто. МебЕЛь из ЕЛи. Я вышел на уЛИЦу и увидел много ЛИЦ.
-
«Маленькие кроссворды»-использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму. МОРОЗ Х Л О Д АРОМАТ П Х Н Е Т Р З А СОБАКА Х В С Т
-
-
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
ЗДОРОВЬЕ - ЭТО ЗДÓРОВО. УЧЕНИК – УЧÉНИЕ ВАСИЛЁК СОРВАЛИ ВÁСЯ И ВАСИЛИЙ. У МÁШИ ЕСТЬ МАШИНА.
-
«АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ»
Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей. ЗАДАНИЕ: Дана цепочка слов: УЧИТЕЛЬКЛАССУЧЕНИКИАЛЬБОМ ПЕНАЛКАРАНДАШХОРОШОРЕБЯТА РИСОВАТЬ Необходимо составить связный рассказ, сюжет которого разворачивается от слова к слову, можно с использованием рисунков и аппликаций. Дети на уроке выступают в роли учителя. «Учитель» предлагает озвучить его мультфильм, записать на доске словарные слова, которые встречаются в рассказе, выделяя опасные буквы. Выслушав ученика, «учитель» читает свой вариант.
-
«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК
Система работы со словарными словами с опорой на этимологию: формирует умение объяснять значения и правописание слов с опорой на происхождение; развивает логическое мышление; активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес к языку.
-
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕс опорой на этимологию слов
1. Отгадайте загадки: Она весну встречает, сережки надевает. По платьицу в полоску ты узнаешь… БЕРЕЗКУ 2. БЕРЁЗА Как вы думаете, почему дерево так назвали? Это слово восходит к корню, обозначающему белый цвет. Кора берёзы носит название, связанное с тем же корнем: береста. 3. Подберем однокоренные слова к слову БЕРЁЗА. Берёзовый, берёзонька, берёзка, подберёзовик, березняк. 4. Восстановим пословицу: И у … слезки текут, когда с нее … дерут. 5. Найдем ассоциативный образ к слову береза: Береза – белая береза БЕРЁЗКИ КОРУ
-
«МУДРЫЙ СЛОВАРИК»
Использование в работе пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов помогает обогащать словарный запас детей, носит воспитательное значение. Можно использовать пословицы, фразеологизмы и в работе над правописанием словарных слов.
-
Например, предлагаю задание: Допиши подходящие по смыслу словарные слова: Как об стенку … Береги нос в большой … Живут как кошка с … 2. В какой пословице или поговорке есть данное слово: А) железо Б) язык В) воробей 3. «Слово потерялось» Прочитай скороговорку, дополни ее словарным словом. Выпиши это словарное слово. Подчеркни «трудные» буквы. А) Ёжику нужен жук на … Б) Цыплята и курица пьют чай на … ГОРОХ МОРОЗ СОБАКОЙ КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО. ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ. УЖИН УЛИЦЕ
-
РАЗВИВАЙ-КА
1. «АНАЛОГИИ» СТАЛЬ НОЖНИЦЫ МОЛОТОК ОГУРЕЦ РОМАШКА ЦВЕТОК КРАПИВА ТЮЛЬПАН ПАХНЕТ ЖЕЛЕЗО ОВОЩ ЖЖЕТ
-
2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» Вспомните словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова
-
3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Москва – столица России. Язык до Киева доведёт. У нас урок русскогоязыка. Весело чирикают воробьи. См. подробнее набор карточ для зрит словар дикт.2.doc и карточки для зрит дикт 3-4.doc
-
4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» СОБАКА МАШИНА См. подробнее картинный диктант.pptx
-
5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 1. Замени предложения одним словом: Пятый день недели. ПЯТНИЦА Инструмент для забивания гвоздей. МОЛОТОК Холодная зимняя погода. МОРОЗ Человек, который учит кого-нибудь чему-нибудь. УЧИТЕЛЬ
-
2. «ЛИШНЕЕ СЛОВО» Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога. Находя и аргументируя «лишнее» слово дети превосходно развивают креативное мышление. Заметьте, в задании можно выделить неединственное «лишнее» слово.
-
РАБОТА С ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕТРАДЬЮ
1. Зачеркни все нерусские буквы и прочитай слово. WRNИSZVNNAJLUНDFЕNRFЙLJR 2. Из толкового словаря. Тонкий слой ледяных кристаллов. 3.Подбери синоним. Иней- _______________ 4. Здесь зашифрована загадка. Отгадай её, используя ключ к шифру. Ключ к шифру: 1-9, 1-7, 1-6, 2-8, 1-8, 3-7, 5-7, 4-6, 5-9, 4-8,3-8, 1-7, 3-6, 1-8, 2-8, 4-8, 4-6, 1-9, 4-6, 5-9; 5-6, 2-8, 1-6, 5-8, 4-8, 3-6, 4-9, 2-7, 4-7, 4-9, 2-6, 3-8, 1-7, 3-9, 4-9, 1-9 … _________________________________________________________5. Составь ребус. См. подробнее ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3 класс.doc
-
ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Задачи контрольного среза: выявить результаты проделанной работы; проследить динамику изменения уровня орфографической грамотности. Для проверки результата работы был проведен итоговый словарный диктант. Значение и правописание выбранных слов было разобрано в ходе формирующего эксперимента с опорой на нетрадиционные виды работы.
-
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА
КОНСТАТИРУЮЩИЙ СРЕЗ КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ ВЫВОД: результаты говорят о положительной динамике и значительной ценности данных методических приемов над словарно-орфографической работой.
-
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
-
С чем сравнивают облака герои мультфильма? Как вы думаете, почему?
-
ОБЛАКО Какая гласная под сомнением в этом слове? ÓБЛАКО Чтобы легче было запомнить эту «опасную» букву, представим эту букву в виде лошадки, как в мультфильме. ОБЛ КО
-
Назовите героев мультфильма. Постараемся запомнить правописание словарного слова МЕДВЕДЬ МЕДВЕЖОНОК Подумаем, почему медведя так назвали. Слово медведь означает « медоед», “тот, кто ведает, гдемёд”. Помогает ли нам запомнить опасную букву знание значения слова? Запомним: Медведь и медвежонок ведают, где мёд. Восстановим пословицу: «Два … в одной … не живут». Когда так говорят: «медвежья услуга»? МЕДВЕДЯ БЕРЛОГЕ
-
Какие цветы в мультфильме считали медвежонок и ёжик? РОМАШКИ Какой рисунок-образ можем представить на месте опасной буквы? РМАШКИ
-
Что за ли? Что за мон? В звуках нету смысла… Но едва шепну: «лимон» - Сразу станет кисло. ЛИМОН КСЛЫЙ Запомни: ЛИМОН – КИСЛЫЙ пишем через И
-
АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ
СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ БУДЕМ ОСВАИВАТЬ ПРОФЕССИЮ ХУДОЖНИКА-МУЛЬТИПЛИКАТОРА.
-
УЧИТЕЛЬУЧЕНИКИЭКСКУРСИЯБИЛЕТ КАССАЖИВОТНЫЕЗАЯЦ МОРКОВЬ КАПУСТА ОБЕЗЬЯНА ЯБЛОКО БАНАН УЧЕНИКИ ЖИРАФ ПЕЧЕНЬЕРЕБЯТАВЕСЕЛО РАСПОЛОЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО КАДРЫ МУЛЬТФИЛЬМА, ИСПОЛЬЗУЯ ЦЕПОЧКУ СЛОВ. СОСТАВЬТЕ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ НА ДАННУЮ ТЕМУ. ПРОГУЛКА В ЗООПАРК
-
ПРОГУЛКА В ЗООПАРК
-
-
-
-
ЗАЯЦ КАПУСТА
-
ОБЕЗЬЯНА БАНАН ЯБЛОКО
-
УЧЕНИКИ РЕБЯТА
-
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поделившись с Вами некоторыми приемами работы с так называемыми словарными словами, я не ставлю точку на этой проблеме, а ставлю многоточие… В рамках поисково-исследовательской деятельности можно организовать групповые и индивидуальные виды работ. Например, к определенной тематической группе слов подбирать загадки, пословицы, стихи, песни, этимологические ссылки, составлять ребусы, подбирать картинки, а также сочинять мини-рассказы. И по накопленному опыту можно издать коллективную работу: «Словарик-справочник».
-