Содержание
-
Мастер класс: Кубик Блума как прием педагогической технологии для развития речи дошкольников. Выполнила Цымбал Г.С Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовскадетский сад №41 «Росинка»
-
Современный мир отличается активным ростом новых технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе с дошкольниками. Современные дети, к сожалению, отличаются замедленным темпом речевого развития, лексико-грамматическая сторона речи значительно отличается от нормы развития. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствуют:- совершенствованию мыслительных процессов-развитию лексико - грамматического строя- связной речи в целом. Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников, является технология развития критического мышления. Приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
-
БенджаминБлум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. В 1956 году БенджаминБлум написал книгу «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания». «Кубик Блума»-это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрения воспитанниками всех аспектов изучаемой темы. Согласно теории таксономии цели обучения делится на три блока:-когнитивную, то есть «знаю»-психомоторную — «творю»-аффективную – «умею».
-
Кубик Блума представляет собой обычный куб, на гранях которого написано:-Назови….-Почему….-Объясни….-Предложи….-Придумай….-Поделись…..
-
«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или один воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.Остановимся подробнее на классификации вопросов согласно теории Блума.Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
-
Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.Придумай -это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.Поделись -вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. К 4-5 годам ребенок уже способен выделять те особенности предмета, которые важны сейчас для решения конкретной задачи. Мышление ребенка начинает работать со схемами и моделями, анализировать полученную извне информацию и обобщать её. Это самое подходящее время для развития критического мышления. Именно с этого возраста можно использовать в работе с детьми «Кубик Блума». Так же его можно использовать по всем образовательным областям.
-
Возьмем всем нам известную сказку «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского. Будем кубик мы бросать, на вопросы отвечать.1. Назови кто автор этой сказки, или кто главные герои этой сказки?2. Почему Муха-Цокотуха пригласила всех друзей?3. Объясни поступки гостей, по отношению к Мухе-Цокотухе. (Здесь могут быть и дополнительные фразы): Ты действительно думаешь, гости поступили неправильно?4. Предложи свой вариант концовки этой сказки.5. Поделись своим отношением к героям сказки.6. Придумай, прилагательные ко всем героям. Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. Педагогу же этот прием помогает развивать навыки критического мышления, в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников.
-
Теперь, я хочу продемонстрировать, другой вариант применения «Кубик Блума». Данный вариант можно использовать в старших и подготовительных группах, когда дети уже хорошо знакомы с данной методикой.Педагог бросает кубик. Затем, одна команда придумывает вопрос, в соответствие с названием выпавшей грани. А другая команда отвечает на поставленный вопрос. Затем команды меняются заданиями (одни придумываю вопрос, другие отвечают). Итак, проигрываются все грани. Тема нашего итого занятия «Весна».
-
Начнем.Примерные задания для первой команды1.НАЗОВИПримерные задания для второй команды2.ПОЧЕМУ-Назовите весенние месяцы -Почему весной идет дождь, светит солнце-Назовите, что одевают люди весной-Назовите, весенние природные явления-Назовите, какие приметы весны вы знаете-Назовите, какая погода бывает весной-Почему люди весной надевают легкую одежду-Почему возвращаются перелетные птицы-Почему весной день стал длиннее, чем зимой-Почему весной животные не мерзнут-Почему, некоторые животные меняют цвет шерсти
-
3.ОБЪЯСНИ4.ПРЕДЛОЖИ-Объясни, что будет, если весной надевать теплые шапки, куртки, теплые штаны, сапоги.-Предложи способ применения талых ручьев, весенних цветов?-Предложи свои предметы одежды весной-Объясни, будет с зайцем, если он не поменяет цвет шкурки–Предложи, как можно облегчить жизнь птиц и животных весной?5.ПРИДУМАЙ6.ПОДЕЛИСЬ-Придумай загадку о весне-Придумай весенние слова-Какую характеристику можно дать весне-Поделись своими впечатлениями о весенних праздниках-Мне очень нравится весна, потому что …………….-Придумай, в какие игры бы ты играл весной-придумай, как изменится планета, если все время будет весна
-
Можно применять кубик Блума и на занятиях по математике. Изучили с воспитанниками геометрические фигуры, а закрепили знания с помощью кубика Блума. Давайте попробуем с вами с помощью кубика задать вопросы детям на примере геометрической фигуры треугольник.Назови, что это? (треугольник), дополнительные вопросы – размер, цвет.Почему треугольник не катится?Придумай, что может быть треугольным.Предложи, как из треугольника получить квадрат.Поделись, где в жизни ты встречал треугольные предметы?Объясни, где можно применить этот предмет? Как мы видим «Кубик Блума» — это действенный прием, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно - эмоционального погружения детей в тему. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия, может использоваться в качестве рефлексии или фрагментарной проверки заданной темы.
-
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного процесса, с применением различных методик, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.