Содержание
-
Технология продуктивного чтения
-
«Чего человек не понимает, тем он не владеет»
И.В. Гёте
-
Технология продуктивного чтения
- это природосообразнаяобразовательная технология, опирающаяся на теорию формирования правильного типа читательской деятельности (Н.Н. Светловская) и обеспечивающая с помощью конкретных приёмовчтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
-
Цель технологии:
Формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
-
Задачи технологии:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
-
1. До чтения. Учитель готовит к восприятию текста: рассказывает об авторе, проводит словарную работу.2. Во время чтения. Учитель читает вслух текст, ученики слушают.3. После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.
-
Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы стекстом:
Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения Работа с текстом после чтения
-
I этап: Работа с текстом до чтения
-
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать.
-
II этап: Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, объяснение идеи, темы, образной системы и других составляющих художественного произведения). Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
-
-
Первичное чтение текста, словарная работа по ходу чтения; Выявление первичного восприятия; Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием; Перечитывание текста; Анализ текста.
-
II этап: Работа с текстом во время чтения. Анализ (приемы):
Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте ключевые слова, прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора.
-
Г.В.Сапгир «Футбол»
Сказала тетя: - Фи, футбол! Сказала мама: - Фу, футбол! Сестра сказала: - Ну, футбол… А я ответил: - Во, футбол!
-
II этап: Работа с текстом во время чтения. Анализ (приемы):
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст.
-
III этап: Работа с текстом после чтения
-
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк"). Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
-
Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку «вычитать» отношение автора к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.На уроке нужно отводить время и на самостоятельное чтение. С этого начинается воспитание вдумчивого читателя.
-
Задайте вопросы к каждому предложению.
-
Проанализируйте фрагменты уроков. Борис Заходер «История Гусеницы» 3 класс. 1 этап. Работа с текстом до чтения. - Составьте из данных букв фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать (Заходер). - О ком, или о чѐм произведения Б. Заходера? (Б.Заходер писал рассказы для детей о животных). - Рассмотрите иллюстрации и предположите, о чѐм очередной рассказ этого автора. (Предположения учащихся) - Найдите слова со звѐздочкой (шелковинка, заморить червячка, роковой, кокон). Найдите значение в толковом словаре. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Дети читают по цепочке отрывок рассказа. - Что необычного в этой истории? - Почему Гусенице хотелось стать крылатой? - В какое время года началась эта история? - Вспомни самое начало «Истории Гусеницы. Сколько времени она длится? Найди подтверждение своего ответа в этом отрывке текста. - Ты можешь определить главную мысль этого отрывка? 3 этап. Работа с текстом после чтения. - Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Рассказ). - Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? - Чем удивителен этот рассказ? - Что узнали, прочитав текст? (о превращении гусеницы в бабочку)
-
Проанализируйте фрагменты уроков. Леонид Пантелеев «Честное слово» 3 класс. 1 этап. Работа с текстом до чтения. - Прочитайте слова и найдите лишнее (лживость, лицемерие, честность, неискренность). Попробуйте назвать эти понятия одним словом (человеческие качества). Почему вы так решили? Докажите. - Объясните, как вы понимаете смысл слова «честность» (Дети сами дают определение, можно обратиться к толковому словарю). А вы обладаете этим качеством? - Предположите, о чѐм мы будем читать произведение. - Давайте определим, в чѐм предстоит разобраться нам сегодня на уроке? - Определить… (Главную мысль произведения, его жанр). - Развивать…(Речь.). - Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание. - А также ответим на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение? 2 этап. Работа с текстом во время чтения. - Понимал ли мальчик, что про него забыли? Найдите подтверждение в тексте. - Что он почувствовал, когда стемнело на улице? А что еще? Почему же он не ушел? - Как ты думаешь, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика? - Заслуживает ли мальчик такое серьезное отношение? Почему? - А что думает герой-рассказчик о будущем мальчика? 3 этап. Работа с текстом после чтения. - Какие испытания ждут впереди мальчика? Как он сумеет себя проявить? - Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ? Зачем нужно изучать это произведение?
-
Проанализируйте фрагменты уроков. Урок литературного чтения, 1 класс - Прочитайте слова: цыплёнок, десять цветных карандашей, разноцветный котёнок, разноухую шапку. - Кто изображен на иллюстрации? Почему ты так думаешь? - Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя? (Читали в «Букваре» «Про чудака-лягушонка». Герои Г. Цыферова малыши, они фантазеры и очень забавны.) - Прочитайте название рассказа и предположите, о чем он? - Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Самостоятельное жужжащее чтение. - Подтвердились ли наши предположения? - Кто герой этого текста? Перечитаем 1-й абзац - Почему цыплёнок решил нарисовать одного разноцветного котёнка, а не 10 и не 5, как думал раньше? 2-й абзац -Прочитайте, какой получился котёнок. Читайте медленно, вчитываясь в каждое слово, представь, что ты цыплёнок, рисуешь и меняешь карандаши. - Продолжите предложение: котёнок получился смешной, потому что…(был разноцветный) 3-й абзац - Как объясняет сам художник, почему он нарисовал такого котёнка? Прочитайте. - Какой был цыплёнок? (Г.Цыферов прямо не сказал, но мы можем это понять: выдумщик, фантазёр, с чувством юмора) - Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста - Кому понравилось, как рисовал цыплёнок? Почему? - А если бы животные умели говорить…- озвучьте иллюстрацию.
-
Проанализируйте фрагменты уроков. Еловая каша Давайте обратимся к тексту. Прочитайте (слайд). У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. -Давайте прочитаем первое утверждение еще раз (читают). - Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения. А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт). -Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы) -Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте зеленые листы. Читаем. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт. У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод... -Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что день рождения у клестят беда. -Давайте узнаем, а что же родители? (Слайд) А родители хоть бы что! Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит! -Давайте проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью метода шляп. Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы). Красная шляпа — это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста. -Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того, с чьи это слова (слайд). Это я так про клестят думаю.
-
Еловая каша (продолжение) -Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы) -Продолжим чтение и достанем голубые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой. Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет. -А теперь я предлагаю обратиться к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты (с.130 - читают). Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме. Продолжим читать рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки. Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются. -Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись? (красная шляпа) -Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение. А у клестят − беда. -Можем ли мы теперь согласиться, что день рождения у клестят беда, после всего, что мы узнали из текста? А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы) А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели? -Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы. Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра. Нет, день рождения − всегда счастливый день. Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля. Всё равно! -Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли. -Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? (Варианты ответов). Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.