Презентация на тему "Мастер-класс по технологии продуктивного чтения"

Презентация: Мастер-класс по технологии продуктивного чтения
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Мастер-класс по технологии продуктивного чтения" по педагогике. Состоит из 24 слайдов. Размер файла 1.71 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Мастер-класс по технологии продуктивного чтения
    Слайд 1

    Технология продуктивного чтения

  • Слайд 2

    «Чего человек не понимает, тем он не владеет»

    И.В. Гёте

  • Слайд 3

    Технология продуктивного чтения

    - это природосообразнаяобразовательная технология, опирающаяся на теорию формирования правильного типа читательской деятельности (Н.Н. Светловская) и обеспечивающая с помощью конкретных приёмовчтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

  • Слайд 4

    Цель технологии:

    Формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

  • Слайд 5

    Задачи технологии:

    Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

  • Слайд 6

    1. До чтения. Учитель готовит к восприятию текста: рассказывает об авторе, проводит словарную работу.2. Во время чтения. Учитель читает вслух текст, ученики слушают.3. После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.

  • Слайд 7

    Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы стекстом:

    Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения Работа с текстом после чтения

  • Слайд 8

    I этап: Работа с текстом до чтения

  • Слайд 9

    Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать.

  • Слайд 10

    II этап: Работа с текстом во время чтения

    Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, объяснение идеи, темы, образной системы и других составляющих художественного произведения). Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Первичное чтение текста, словарная работа по ходу чтения; Выявление первичного восприятия; Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием; Перечитывание текста; Анализ текста.

  • Слайд 13

    II этап: Работа с текстом во время чтения. Анализ (приемы):

    Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте ключевые слова, прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора.

  • Слайд 14

    Г.В.Сапгир «Футбол»

    Сказала тетя: - Фи, футбол! Сказала мама: - Фу, футбол! Сестра сказала: - Ну, футбол… А я ответил: - Во, футбол!

  • Слайд 15

    II этап: Работа с текстом во время чтения. Анализ (приемы):

    Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст.

  • Слайд 16

    III этап: Работа с текстом после чтения

  • Слайд 17

    Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк"). Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

  • Слайд 18

    Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку «вычитать» отношение автора к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.На уроке нужно отводить время и на самостоятельное чтение. С этого начинается воспитание вдумчивого читателя.

  • Слайд 19

    Задайте вопросы к каждому предложению.

  • Слайд 20

    Проанализируйте фрагменты уроков. Борис Заходер «История Гусеницы» 3 класс.   1 этап. Работа с текстом до чтения. - Составьте из данных букв фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать (Заходер). - О ком, или о чѐм произведения Б. Заходера? (Б.Заходер писал рассказы для детей о животных). - Рассмотрите иллюстрации и предположите, о чѐм очередной рассказ этого автора. (Предположения учащихся) - Найдите слова со звѐздочкой (шелковинка, заморить червячка, роковой, кокон). Найдите значение в толковом словаре.   2 этап. Работа с текстом во время чтения. Дети читают по цепочке отрывок рассказа. - Что необычного в этой истории? - Почему Гусенице хотелось стать крылатой? - В какое время года началась эта история? - Вспомни самое начало «Истории Гусеницы. Сколько времени она длится? Найди подтверждение своего ответа в этом отрывке текста. - Ты можешь определить главную мысль этого отрывка?   3 этап. Работа с текстом после чтения. - Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Рассказ). - Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? - Чем удивителен этот рассказ? - Что узнали, прочитав текст? (о превращении гусеницы в бабочку)

  • Слайд 21

    Проанализируйте фрагменты уроков. Леонид Пантелеев «Честное слово» 3 класс.   1 этап. Работа с текстом до чтения. - Прочитайте слова и найдите лишнее (лживость, лицемерие, честность, неискренность). Попробуйте назвать эти понятия одним словом (человеческие качества). Почему вы так решили? Докажите. - Объясните, как вы понимаете смысл слова «честность» (Дети сами дают определение, можно обратиться к толковому словарю). А вы обладаете этим качеством? - Предположите, о чѐм мы будем читать произведение. - Давайте определим, в чѐм предстоит разобраться нам сегодня на уроке? - Определить… (Главную мысль произведения, его жанр). - Развивать…(Речь.). - Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание. - А также ответим на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение?   2 этап. Работа с текстом во время чтения. - Понимал ли мальчик, что про него забыли? Найдите подтверждение в тексте. - Что он почувствовал, когда стемнело на улице? А что еще? Почему же он не ушел? - Как ты думаешь, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика? - Заслуживает ли мальчик такое серьезное отношение? Почему? - А что думает герой-рассказчик о будущем мальчика?   3 этап. Работа с текстом после чтения. - Какие испытания ждут впереди мальчика? Как он сумеет себя проявить? - Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ? Зачем нужно изучать это произведение?

  • Слайд 22

    Проанализируйте фрагменты уроков. Урок литературного чтения, 1 класс  - Прочитайте слова: цыплёнок, десять цветных карандашей, разноцветный котёнок, разноухую шапку. - Кто изображен на иллюстрации? Почему ты так думаешь? - Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя? (Читали в «Букваре» «Про чудака-лягушонка». Герои Г. Цыферова малыши, они фантазеры и очень забавны.) - Прочитайте название рассказа и предположите, о чем он? - Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Самостоятельное жужжащее чтение. - Подтвердились ли наши предположения? - Кто герой этого текста? Перечитаем 1-й абзац - Почему цыплёнок решил нарисовать одного разноцветного котёнка, а не 10 и не 5, как думал раньше? 2-й абзац -Прочитайте, какой получился котёнок. Читайте медленно, вчитываясь в каждое слово, представь, что ты цыплёнок, рисуешь и меняешь карандаши. - Продолжите предложение: котёнок получился смешной, потому что…(был разноцветный) 3-й абзац - Как объясняет сам художник, почему он нарисовал такого котёнка? Прочитайте. - Какой был цыплёнок? (Г.Цыферов прямо не сказал, но мы можем это понять: выдумщик, фантазёр, с чувством юмора) - Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста - Кому понравилось, как рисовал цыплёнок? Почему? - А если бы животные умели говорить…- озвучьте иллюстрацию.

  • Слайд 23

    Проанализируйте фрагменты уроков. Еловая каша Давайте обратимся к тексту. Прочитайте (слайд). У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. -Давайте прочитаем первое утверждение еще раз (читают). - Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения. А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт). -Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы) -Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте зеленые листы. Читаем. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт. У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод... -Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что день рождения у клестят беда. -Давайте узнаем, а что же родители? (Слайд) А родители хоть бы что! Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит! -Давайте проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью метода шляп. Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы). Красная шляпа — это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста. -Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того, с чьи это слова (слайд). Это я так про клестят думаю.

  • Слайд 24

    Еловая каша (продолжение) -Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы) -Продолжим чтение и достанем голубые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой. Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет. -А теперь я предлагаю обратиться к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты (с.130 - читают). Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме. Продолжим читать рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки. Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются. -Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись? (красная шляпа) -Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение. А у клестят − беда. -Можем ли мы теперь согласиться, что день рождения у клестят беда, после всего, что мы узнали из текста? А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы) А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели? -Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы. Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра. Нет, день рождения − всегда счастливый день. Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля. Всё равно! -Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли. -Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? (Варианты ответов). Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке