Содержание
-
Методы и приемы развития связной речи младших школьников с нарушением речи
-
«…Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» Ф. А. Сохин
-
Принцип коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР
Одновременная работа над всеми компонентами речевой системы Метод устного опережения Фонематические процессы Звуко-буквенный анализ и синтез слов Лексико-грамматическая сторона речи Учить излагать суть задания Отвечать на вопросы Рассказывать о последовательности выполнения задания
-
Последовательность работы по развитию навыков пересказа
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы Последовательный пересказ текстов с опорой на предметные картинки и вопросы (выраженная причинно-следственная связь) Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по знаковым схемам Пересказ текстов-описаний с опорой на картинки, вопросы, схемы Выборочный пересказ. Составление плана. Краткий пересказ Творческий пересказ (по началу, концу, середине)
-
Последовательность работы по развитию навыков устного сочинения
Связные высказывания, рассказы повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам Рассказ по вопросам Рассказ по вопросам и картинке Рассказ по опорным словам и картинкам Рассказ по серии картинок с использованием вопросного плана Сравнительный рассказ-описание по предметам (картинкам) с использованием графических схем, вопросов Рассказ по сюжетной картинке с использованием опорных слов Рассказ по материалам наблюдений по опорным словам, вопросному плану
-
Творческое рассказывание
В рассказе придуманы, вымышлены образы или действия Рассказ на основе воображения Значительная аналитико-синтетическая деятельность мозга
-
Творческое воображение
Возраст Функция Роль критического мышления Преобразование опыта Комбинации пережитых впечатлений С 6 лет Приобретает активный, созидательный характер Не пустое фантазирование Нагромождение фантазий потеря сюжетной линии репродуктивное творческое
-
Роль навыка творческого рассказывания
Ответы у доски Рассуждения Доказательства Написание сочинений, изложений Общение Влияние на познавательную деятельность, личность
-
Психологические предпосылки самостоятельного рассказывания
Активность, интеллектуальность, внутренняя опосредованность внимания Произвольность и образность памяти Логика и понятийность мышления Управляемость воображения Совершенствуются в ходе составления рассказа
-
Рассказы по сюжетным картинам
Наглядная опора для активного, продолжительного диалога Воздействие на эмоции, мотивация интерес Стимуляция речевой и мыслительной деятельности Трансформация исходного рассказа по картине Картина – наглядная база для возникновения нового замысла
-
Виды творческого рассказывания по сюжетной картине
Составление рассказа С добавлением последующих событий С заменой объекта С заменой действующего лица С добавлением предшествующих событий С добавлением предшествующих и последующих событий С добавлением объекта С добавлением действующего лица С добавлением объектов и действующих лиц С изменением результата действия Со сменой времени действия
-
-
-
Этапы работы по сюжетной картине
Анализ содержания картины Активизация психических процессов Составление исходного рассказа по картине Планирование творческого рассказа Творческий рассказ Место действия Время действия Свойств объектов и предметов Цели действия персонажей Причинно-следственные связи Интереса Внимания Памяти Воображения Мышления Инициативности
-
Готовность к овладению навыками самостоятельной письменной речи
Операциональная база Устно-речевая база Функциональная база письменная речь
-
Функциональная база письменной речи
Психические процессы и функции Внимание Кратковременная память Словесно- логическая память Слухо- моторные координации Мышление
-
Операциональная база письменной речи
Компоненты и действия письменной речи Действия со словами Фонематический анализ Мотивация Решение орфографических задач Графомоторные программы Проверочное чтение
-
Устно-речевые предпосылки письменной речи
Состояние звукопроизношения Состояние фонематического слуха Состояние лексико-грамматического строя речи
-
Стратегия формирования готовности к овладению связной письменной речью
системность наглядность онтогенетический обходного пути принципы Методика формирования функциональной и операциональной готовности – Г. В. Чиркина доступность деятельностного подхода последовательности
-
I уровень
Составить подписи к картинкам Списать предложение Закончить предложение одним словом Записать отгадки к загадкам Пропедевтический блок Ориентировочный блок Функциональные предпосылки Операциональные компоненты Полифункциональные упражнения Расширение перцептивного диапазона Объем внимания, кратковременной памяти Сукцессивные функции
-
Приемы расширения перцептивного диапазона
Трехбуквенные слова восприятие прочтение отстукивание составление схемы запись Пары лексем, состоящих из 3 букв Расширение синтагм (4, 5, 6 лексем)
-
II уровень базовый блок
Составление устного рассказа по вопросам Функциональные предпосылки Операциональные компоненты Замена лексемы-1 Универсальный план описания животного Рассматривание картинки (животное) Графическое моделирование + репродукция текста Составление вербальных алгоритмов + пересказ Линейный Разветвляющийся Сжатие текста – обобщенно и кратко Глубинная рецепция -1 (анализ содержания)
-
Сочинение«Как доктору Пилюлькину добраться к больному Незнайке?»
Опора на готовый зачин и графическую схему (карту города) Ситуация отсутствия адресата, использование карты-маршрута Элемент игры Повышение мотивации письменной речи
-
II уровень – промежуточный блок
Восстановление деформированного текста Функциональные предпосылки Операциональные компоненты Замена лексемы-2 Литеро-пространственный диктант Орфографический поиск-1 При проверке работ выделяется место ошибки Сжатие текста – 2 (без предварительного вычеркивания) Глубинная рецепция -2 (анализ содержания) Перепутанные цепочки слов Заполнение разветвляющегося алгоритма
-
Перепутанные цепочки слов
-
1. Сочинение«Инструкция входа в метрополитен»
Опора на готовый разветвленный алгоритм после его анализа 2. Сочинение«Как от школы добраться на метро до цирка?» Опора на карту (схему метрополитена) Орфографический поиск-2 При проверке работ выделяется слово с ошибкой
-
II уровень – продвинутый блок
Наложение перцептивных полей Функциональные предпосылки Операциональные компоненты Актуализация мотивации письменной речи Орфографический поиск-3 При проверке работ выделяется строка с ошибкой Глубинная рецепция -3 (текст-описание природы) Чтение предложения + постукивание Распространение текста
-
Повествовательное сочинение с элементами описания (описание месторасположения объекта)
Опора на карту- схему маршрута Показать на карте и описать путь к обозначенному объекту по памяти (пересказ записанной ранее информации) 2. Показать и описать путь к обозначенному объекту по письменному описанию Опора на карту без географических названия и маршрута
-
Самостоятельное составление текста-инструкции
1. Составление письменной инструкции по пользованию кнопочным телефоном (Опора на готовый алгоритм) 2. Выполнение программы, редактирование текста
-
Благодарим за внимание !!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.