Содержание
-
Использование элементов мнемотехники в логопедической работе с детьми с ОВЗ. Петрова Оксана Александровна Учитель-логопед МАОУ «Обдорская гимназия» г. Салехард, 2020 г
-
Речь – важнейший элемент жизни человека в обществе Недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы + отсутствие коррекционных мероприятий Недоразвитие речи как целостной функциональной системы Трудности общения Нарушение социальных связей Отверженность, одиночество Устранение нарушений речи Развитие мыслительной деятельности Адаптация в детском коллективе, социализация Актуальность Усвоение школьной программы
-
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные затруднения: - в самостоятельном планировании сюжета, - в создании связного контекста, - в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, - в грамматическом оформлении речевого материала. Поэтому наряду с развитием мышления следует развивать и память, которые выражаются через связную речь.
-
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Мнемотехника (греч) – «искусство запоминания».
-
Структура мнемотехники
-
Использование карточек-схем - мнемотаблиц для автоматизации, дифференциации звуков; для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.
-
Мнемотаблица— это схема, в которую заложена определенная информация. Предметная Предметно-схематическая Схематическая Словно паутинки, Ягодки рябинки. Красные - прекрасные Ягодки атласные. Мы не будем их срывать Птички будут их клевать. Встали девочки в кружок, Встали и примолкли. Дед Мороз огни зажег На высокой ёлке. Наверху – звезда, Бусы в два ряда. Пусть не гаснет ёлка, Пусть горит всегда!
-
знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям; знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие; замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку. Работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
-
Простейшие символы в мнемотехнике
-
Работа по мнемотаблицам: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. 4 этап: Воспроизведение, заполнение таблицы по памяти.
-
Стихотворения
-
Хитрый ёж Хитрый ёжик-чудачокСшил колючий пиджачок.Весь в иголках, без застежек.На иглу нацепит ёжик:Грушу, сливу – всякий плод,Что под деревом найдет,И с подарочком богатымПоспешит к своим ежатам. П. Воронько
-
Этапы работы над стихотворением: Педагог выразительно читает стихотворение. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-
Мнемозагадка «Машинка» Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса. Этой игрушкой играют мальчики.
-
-
-
Пересказ Этапы работы над текстом при пересказе: 1. Педагог объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. 2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины. 3. Беседа по содержанию текста. 4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу. 5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.
-
Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка» с опорой на мнемотаблицу • Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. • Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. • И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. • Он всё ходил мимо слив. • Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит – одной нет. • Она сказала отцу.
-
• За обедом отец и говорит: - А что, дети, не съел ли кто–нибудь одну сливу? • Все сказали, что нет. Ваня покраснел как рак и сказал тоже: - Нет, я не ел. • Тогда отец сказал: - Что съел кто–нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, • и если кто не умеет их есть и проглотит косточку. То через день умрет. Я этого боюсь. • Ваня побледнел и сказал: - Нет, я косточку бросил за окошко. • Все засмеялись, а Ваня заплакал.
-
В. Строков «Насекомые осенью» • В конце сентября исчезает большинство насекомых. • Одни отложили яички и погибли, другие забрались в какую–нибудь щелку, трещинку под кору или зарылись в землю и уснули. • На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. • Над водой и над лугом не порхают стрекозы. • Пропали дневные бабочки.
-
В. Строков «Насекомые осенью»
-
Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы. Описание
-
Придерживаясь картинно-графического плана, дайте ребёнку возможность самостоятельно составить рассказы-описания о других предметах мебели. После этого ребенок с легкостью сможет составить рассказ о том, какая мебель у него в комнате. Картинки-планы для систематизации знаний детей и обучению составлению рассказов на следующие темы: растения, посуда, дикие животные, домашние животные, деревья, мебель, фрукты-овощи, дома, птицы.
-
Рассказ-описание по теме «Сарафан надела осень»
-
На лесной полянке выросли цветы
-
Дома на нашей улице
-
-
Схема составления описательного рассказа о хохломской росписи
-
При обучении составлению связного текста по мнемотаблицам используют следующие приёмы: - Рассматривание картинок, иллюстраций; - Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к тексту; - Придумывание дополнительной и недостающей («пропущенной») картинки к отдельным фрагментам текста; - Выделение из текста фраз к каждой картинке; - Выделение и проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи героев и действующих лиц); - Лексико-грамматические упражнения по тексту: выделение из текста признаков и действий предметов; подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием текста; замена слов синонимами; словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением; относительных и притяжательных прилагательных; распространение и преобразование предложений; - Обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных. Составление связного текста.
-
Мнемотаблицы по изучению органов чувств
-
Коллажи
Это - учебный материал, выполняющий следующие задачи: Закрепление различных методов запоминания; Развитие фотографической памяти; Расширение словарного запаса, образного восприятия; Развитие связной речи; Главная задача коллажа- соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания.
-
-
Коллаж: Обобщение по творчеству Маяковского
-
Вывод
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОВЗ . Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.