Презентация на тему "Мнемотехника в логопедической работе с детьми с ОВЗ"

Презентация: Мнемотехника в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Мнемотехника в логопедической работе с детьми с ОВЗ" по педагогике. Состоит из 34 слайдов. Размер файла 2.41 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    34
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Мнемотехника в логопедической работе с детьми с ОВЗ
    Слайд 1

    Использование элементов мнемотехники в логопедической работе с детьми с ОВЗ. Петрова Оксана Александровна Учитель-логопед МАОУ «Обдорская гимназия» г. Салехард, 2020 г

  • Слайд 2

    Речь – важнейший элемент жизни человека в обществе Недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы + отсутствие коррекционных мероприятий Недоразвитие речи как целостной функциональной системы Трудности общения Нарушение социальных связей Отверженность, одиночество Устранение нарушений речи Развитие мыслительной деятельности Адаптация в детском коллективе, социализация Актуальность Усвоение школьной программы

  • Слайд 3

    Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные затруднения: - в самостоятельном планировании сюжета, - в создании связного контекста, - в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, - в грамматическом оформлении речевого материала. Поэтому наряду с развитием мышления следует развивать и память, которые выражаются через связную речь.

  • Слайд 4

    Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Мнемотехника (греч) – «искусство запоминания».

  • Слайд 5

    Структура мнемотехники

  • Слайд 6

    Использование карточек-схем - мнемотаблиц для автоматизации, дифференциации звуков; для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.

  • Слайд 7

    Мнемотаблица— это схема, в которую заложена определенная информация. Предметная Предметно-схематическая Схематическая Словно паутинки, Ягодки рябинки. Красные - прекрасные Ягодки атласные. Мы не будем их срывать Птички будут их клевать. Встали девочки в кружок, Встали и примолкли. Дед Мороз огни зажег На высокой ёлке. Наверху – звезда, Бусы в два ряда. Пусть не гаснет ёлка, Пусть горит всегда!

  • Слайд 8

    знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям; знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие; замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку. Работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

  • Слайд 9

    Простейшие символы в мнемотехнике

  • Слайд 10

    Работа по мнемотаблицам: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. 4 этап: Воспроизведение, заполнение таблицы по памяти.

  • Слайд 11

    Стихотворения

  • Слайд 12

    Хитрый ёж Хитрый ёжик-чудачокСшил колючий пиджачок.Весь в иголках, без застежек.На иглу нацепит ёжик:Грушу, сливу – всякий плод,Что под деревом найдет,И с подарочком богатымПоспешит к своим ежатам.                          П. Воронько

  • Слайд 13

    Этапы работы над стихотворением: Педагог выразительно читает стихотворение. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

  • Слайд 14

    Мнемозагадка «Машинка» Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса. Этой игрушкой играют мальчики.

  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Пересказ Этапы работы над текстом при пересказе: 1. Педагог объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. 2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины. 3. Беседа по содержанию текста. 4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу. 5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

  • Слайд 18

    Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка» с опорой на мнемотаблицу • Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. • Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. • И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. • Он всё ходил мимо слив. • Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит – одной нет. • Она сказала отцу.

  • Слайд 19

    • За обедом отец и говорит: - А что, дети, не съел ли кто–нибудь одну сливу? • Все сказали, что нет. Ваня покраснел как рак и сказал тоже: - Нет, я не ел. • Тогда отец сказал: - Что съел кто–нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, • и если кто не умеет их есть и проглотит косточку. То через день умрет. Я этого боюсь. • Ваня побледнел и сказал: - Нет, я косточку бросил за окошко. • Все засмеялись, а Ваня заплакал.

  • Слайд 20

    В. Строков «Насекомые осенью» • В конце сентября исчезает большинство насекомых. • Одни отложили яички и погибли, другие забрались в какую–нибудь щелку, трещинку под кору или зарылись в землю и уснули. • На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. • Над водой и над лугом не порхают стрекозы. • Пропали дневные бабочки.

  • Слайд 21

    В. Строков «Насекомые осенью»

  • Слайд 22

    Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы. Описание

  • Слайд 23

    Придерживаясь картинно-графического плана, дайте ребёнку возможность самостоятельно составить рассказы-описания о других предметах мебели. После этого ребенок с легкостью сможет составить рассказ о том, какая мебель у него в комнате. Картинки-планы для систематизации знаний детей и обучению составлению рассказов на следующие темы: растения, посуда, дикие животные, домашние животные, деревья, мебель, фрукты-овощи, дома, птицы. 

  • Слайд 24

    Рассказ-описание по теме «Сарафан надела осень»

  • Слайд 25

    На лесной полянке выросли цветы

  • Слайд 26

    Дома на нашей улице

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    Схема составления описательного рассказа о хохломской росписи

  • Слайд 29

    При обучении составлению связного текста по мнемотаблицам используют следующие приёмы: - Рассматривание картинок, иллюстраций; - Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к тексту; - Придумывание дополнительной и недостающей («пропущенной») картинки к отдельным фрагментам текста; - Выделение из текста фраз к каждой картинке; - Выделение и проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи героев и действующих лиц); - Лексико-грамматические упражнения по тексту: выделение из текста признаков и действий предметов; подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием текста; замена слов синонимами; словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением; относительных и притяжательных прилагательных; распространение и преобразование предложений; - Обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных. Составление связного текста.

  • Слайд 30

    Мнемотаблицы по изучению органов чувств

  • Слайд 31

    Коллажи

    Это - учебный материал, выполняющий следующие задачи: Закрепление различных методов запоминания; Развитие фотографической памяти; Расширение словарного запаса, образного восприятия; Развитие связной речи; Главная задача коллажа- соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания.

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Коллаж: Обобщение по творчеству Маяковского

  • Слайд 34

    Вывод

    Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОВЗ . Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке