Содержание
-
Доклад
«Взаимодействие педагогов, специалистов и родителей в речевом развитии воспитанников ДОО» автор: учитель-логопед Гришатова М.В., МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» города Кстово 2018 г
-
Для чего нужен логопед
Цель работы учителя-логопеда: оказание необходимойкоррекционной помощи детям с легкими речевыми нарушениями Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,Чтоб всем было понятно!
-
Звуки- основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения. Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение произношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью .Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, его самооценку, формирование личностных черт , общение со сверстниками.
-
Что развивает и корректирует логопед?
понимание речи; звукопроизношение; лексико-грамматический строй речи; связную речь; активизацию речевой деятельности; психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие); мелкую и общую моторику (подготовка руки к письму).
-
Задачами учителя-логопеда являются:
формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения; своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; привитие детям навыков коммуникативного общения; организация работы педагогов по формированию речевого развития детей.
-
Причины нарушения звукопроизношения:
Несформированность фонематических процессов. Недостаточноеразвитиемышц губ и языка, чтоявляетсянеобходимымусловием для правильного произнесениясложныхзвуков. Дефекты в строенииречевыхорганов (неправильныйприкус, высокое “готическое небо”, укороченнаяподъязычнаяуздечка языка и т.д.). Отсутствие правильного образцадля подражания ( не правильнаяречьокружающих, “сюсюканье”).
-
Основные виды речевых нарушений:
Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит укаили вместо лук - ук; Замена звука. Например, ребёнок может заменять[ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.; Искажение звука, проявляющееся например: в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами); в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук); в горловом произнесении звука [р]
-
Этапы работы
Подготовительный этап Мышцы губ и языка с помощью артикуляционнойгимнастикиподготавливаются к произнесению сложных звуков. Проводится работа по развитию фонематического слуха.Выработка навыка формирования направленной воздушной. Постановка звука и его первичное закрепление Логопед с помощью специальных приемов и приспособлений осуществляет постановку звука. Автоматизация (закрепление) звука Поставленный звук необходимо закрепить путем многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной речи. Дифференциация звуков Это различение звуков, схожих по каким-то признакам.
-
Методика работы:
Пальчиковая гимнастика . Упражнения по развитию тонких движений пальцев рук способствуют стимулированию и функционированию речевых зон коры головного мозга и более быстрому становлению речи. Развитие мелкой моторики пальцев рук помогает облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма. Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц языка и помогает постановке нарушенных звуков. Каждый поставленный звук автоматизируется изолированно, в слогах, словах, фразовой речи . Недостатки произношения носят индивидуальный характер- трудно найти детей с одинаковыми особенностями их речевой недостаточности.
-
Речевое дыхание. Перед постановкой звука вырабатывается правильное речевое дыхание, обеспечивающее нормальное звукообразование и нормализацию темпоритмической организации речи. Одновременно с автоматизацией поставленного звука развивается фонематический слух, совершенствуется слоговая структура слова, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи, звукобуквенный анализ слогов и слов, что способствует обучению чтению и подготавливает ребёнка к обучению грамоте. На подготовительном этапе большое внимание уделяется закреплению детьми цвета, формы, размера предметов, геометрических фигур; классификации предметов и исключению 4-го лишнего.
-
Единое коррекционно-образовательное пространство для ребенка с речевыми нарушениями
РЕБЁНОК ЛОГОПЕД Музыкальный руководитель. ВОСПИТАТЕЛЬ РОДИТЕЛИ МЕД. ПЕРСОНАЛ
-
Такое взаимодействие необходимо так как
Много детей с нарушением речи и невозможность охватить всех дошкольников коррекционной работой. Ограниченное время коррекционных занятий. Необходимость закрепления навыков правильной речи, полученных на коррекционных занятиях.
-
Взаимодействие с воспитателями заключается в
рекомендациях учителя-логопеда воспитателям по формированию правильной речи (тетрадь взаимодействия, индивидуальные тетради), индивидуальной работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи (обязательная фиксация в календарных планах), семинары,открытые занятия, совместные занятия, досуги, развлечения, праздники. еженедельные логопедические консультации по индивидуальным особенностям детей с речевыми нарушениями, предоставление речевого материала: по обучению грамоте, речевые задания по лексическим темам, задания по индивидуальной работе на закрепление звукопроизношения.
-
Воспитателям нужно помнить о:
правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики необходимости ежедневных занятий индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений) контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
-
Взаимодействие со специалистами:
Медицинский персонал образовательного учреждения выполняет назначение врачей: невропатолога, педиатра. Музыкальными руководителями используются упражнения для развития основных движений, мелких мышц руки, синхронного взаимодействия между движениями и речью, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма. Эффективность коррекционной работы достигается в результате сотрудничества учителя–логопеда , специалистов, воспитателей групп и родителей. Систематическая и кропотливая работа приводит к закреплению знаний, умений и навыков, полученных детьми на фронтальных и индивидуальных занятиях.
-
Взаимодействие с педагогами ДОО
Достижение положительного результата работы учителя-логопеда ДОО предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОО по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
-
Взаимодействие педагога с родителями.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: во-первых, собраний, групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей по вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи, а также мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам закрепления речевых навыков и пр. Во-вторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОО, в том числе создание информационных стендов. Традиционные формы работы с родителями дополняются интерактивными формами, в том числе такими, как логопедическая гостиная, ток-шоу, аукцион, выставка, пpec-конференция, практикум.
-
ВЫВОД:
Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Преемственность в работе логопеда, воспитателей, тесный контакт детского сада с семьёй обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении недостатков речи у детей дошкольного возраста.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.