Содержание
-
Педагогический проект: «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей посредством совместной проектной деятельности»
Автор проекта: Черных Надежда Михайловна воспитатель МБДОУ Заворонежского детского сада Мичуринского района
-
«Начала заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его». В. Гюго
Творческое название проекта: «Неразлучные друзья - взрослые и дети!»
-
Паспорт проекта
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой. Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста, родители, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, сотрудники детской районной библиотеки. Сроки реализации:сентябрь-май Условия реализации: детский сад – «открытая система» воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада, партнёрское общение и заинтересованность детей и родителей, командная организация работы, интеграция со специалистами ДОУ, методические разработки. Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта: анкетирование родителей, диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи, организация экскурсий, фото и видеоматериалы.
-
Актуальность проекта
В последние годы в нашей стране сложилась сложная социально-экономическая обстановка, в связи с чем возрос фактор занятости родителей, перенос родительских функций на образовательные учреждения, уменьшение продолжительности общения в семье и обеднение его содержания, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместных форм полезной деятельности ребенка и взрослого. У детей нечеткие, несформированные представления о семье, семейных традициях, об уровне ценности семьи. Родители недооценивают значимость семейного воспитания, семейных традиций, нет согласованности в вопросах воспитания детей. Это приводит к нарушению детско-родительских отношений, следствием которого в недалеком будущем могут возникнуть проблемы в социально-нравственном развитии и в становлении личности ребенка. А ведь именно в дошкольном возрасте, когда формируются основные черты личности, роль родителей, как воспитателей, особенно велика.
-
Основополагающий вопрос: Как сделать эффективным процесс взаимодействиявзрослых и детей, способствующий комфортному развитию личности, формированию социальной компетентности детей в новых социально-экономических условиях?
Проблемные вопросы: Что такое семья? Зачем человеку семья? Что такое родословная? Откуда я родом? Что такое традиции? Кто такие защитники Отечества? Как можно порадовать близких людей? Гипотеза:Если будет создана и реализована модель взаимодействия с семьей на основе использования проектного метода, обеспечивающая активное усвоение детьми среднего дошкольного возраста семейных ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности, то процесс взаимодействия и гармонизации детско-родительских отношений будет эффективным.
-
Цель проекта:оптимизация детско-родительских отношений в совместной проектной деятельности.
Задачи: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения. Сформировать у детей интерес к своей семье, семейным традициям, воспитывать уважение к членам семьи. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской работы в совместной деятельности со взрослыми. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Упражнять в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Формировать у родителей мотивации к организации разнообразных форм семейного досуга, к установлению в семье правил, норм поведения, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
-
Предполагаемый результат:
Гармонизация детско-родительских отношений в процессе использования интерактивных форм взаимодействия детей с родителями через совместную проектную деятельность. Создание дома и в группе детского сада условий для формирования у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи. Повышение качества образовательного процесса. Повышение уровня педагогического образования родителей для осуществления полноценного воспитания и развития ребенка в семье. Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Нахождение эффективных форм и содержания взаимодействия педагогов и родителей. Учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей во взаимодействии с ДОУ.
-
Принципы взаимодействия:
учет личного опыта родителей; преемственность; взаимное доверие; открытость; интеграция; дифференцированный подход; добровольность, значимость; сотрудничество; психологическая комфортность; вариативность содержания, форм и методов образования родителей. постоянство обратной связи.
-
Стратегия взаимодействия с семьей
С е м ь я Условия работы Формы работы Методы изучения Социальный заказ
-
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ СЕМЕЙНЫЕ МИНИ-ПРОЕКТЫ ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ КОНСУЛЬТАЦИИ, БЕСЕДЫ ПРАЗДНИКИ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, СЕМЕЙНЫЕ ГОСТИНЫЕ ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СОВМЕСТНЫЕ ПРОГУЛКИ, ЭКСКУРСИИ НАГЛЯДНАЯ ПРОПАГАНДА ВЫСТАВКИ, КОНКУРСЫ ДНИ ДОБРЫХ ДЕЛ ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
-
Формы работы с детьми
-
Использование ИКТ
Личностно-ориентированного обучения и воспитания. Развивающего обучения. Здоровьесбере-гающие Проектная. Игровая. Информационно-коммуникационные Организованная образовательная деятельность в ДОУ Дидактические материалы CD, DVD Презентации Совместная деятельность взрослых и детей в семье Технологии Электронные энциклопедии
-
Интеграция участников образовательного процесса
-
Этапы реализации проекта:
Организационно-подготовительный (сентябрь) Основной (октябрь - апрель) Заключительный (май)
-
Организационно-подготовительный этап (сентябрь).
Определение темы и проблемы будущего проекта. Постановка цели, формулировка задач проекта. Разработка плана движения к цели. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Организация предметно-развивающей среды. Подготовка методического сопровождения образовательной работы. Продумывание заключительного этапа проекта. Подготовительная работа с родителями воспитанников. Составление перспективного плана совместной деятельности взрослых и детей по реализации проекта.
-
Основной этап (октябрь-апрель).
Диагностика направленности ребенка на мир семьи. Создание необходимой предметно-развивающей среды. Внедрение современных образовательных технологий. Интегрированная образовательная деятельность с воспитанниками
-
План реализации основного этапа
-
-
-
Заключительный этап (май).
Проведение праздника «Неразлучные друзья – взрослые и дети!» Заключительная диагностика. Анализ результатов работы и сопоставление их с прогнозируемыми результатами. Ознакомление с результатами работы на итоговом педсовете ДОУ. Представление материалов по теме проекта. Презентация проекта на МО воспитателей района. Размещение материалов проекта на сайтах образовательных сообществ, форумах. Определение дальнейших целей и перспектив работы. Перспективы проекта: Семинары Мастер-классы Размещение в сети интернет
-
Выводы
Взаимодействие с семьей посредством проектной деятельности с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. Процесс взаимодействиявзрослых и детей на основе сотрудничества, диалога, взаимопомощи; повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей способствовало гармонизации детско-родительских отношений, успешной социализации ребенка дошкольника, формированию его социальной компетентности. Итак, процесс установления позитивных детско-родительских отношений эффективен при совместных усилиях семьи и ДОУ по созданию единого пространства развития каждого ребенка на основе использования проектного метода, обеспечивающего активное усвоение дошкольниками семейных ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности. Гипотеза подтвердилась.
-
Результативность:
Разработка консультаций, методических рекомендаций для родителей и педагогов. Выпуск буклетов «Материнские заповеди», «Как хорошо нам вместе!». Систематическая организация выставок продуктов совместной творческой деятельностивзрослых и детей в группе детского сада Совместное проведение различныхмероприятий по теме проекта. Фотоальбом совместных мероприятий, продуктов творческой деятельности детей и взрослых по проекту. Совместная детско-родительская презентация мини-проекта «Богатыри Земли Русской». Создание коллекций: коллекция фантиков «Бумажная фантазия», игрушек из киндер-сюрпризов «Игрушечная страна», открыток «Эти прекрасные цветы».
-
Социальный паспорт, анкетирование, опросы Знакомство с семьей, выявление трудностей семейного воспитания, определение наиболее значимых форм работы с родителями Образование родителей Формы сотрудничества Лица проживающие с ребенком Трудности семейного воспитания
-
Диагностика направленности ребенка на мир семьи Выявление интеллектуального, мотивационно-потребностного, поведенческого компонентов Наличие представлений о мире семьи Наличие представлений о своей сопричастности к миру семьи Наличие представлений о важности мира семьи для человека Желание рассказать о семье, семейных ценностях Умение реализовывать представления и знания о мире семьи в действиях и действительности
-
О семье: Антон Мосолов Семья нужна потому, что без неё скучно. Татьяна Сухушина Семья нужна, чтобы друг другу помогать, ухаживать, заботиться. Соня Дрямова Семья – это много, много человек, которые друг друга любят. Андрей Желтотрубов Семья – это когда мама и папа никогда не ругаются. Никита Королев В семье главное – любовь. О семейных традициях В нашей семье есть замечательная традиция: прогулки по выходным семейная игротека творческая семейная мастерская семейные путешествия день сладкоежки семейный фотоальбом семейные исследования библиотечный день Высказывания детей:
-
Анализ участия родителей в проекте Анкетирование, опросы родителей по окончании проекта Выявление уровня удовлетворенности, учет социального заказа родителей Удовлетворенность родителей работой в данном направлении Необходимость продолжения работы в данном направлении
-
Информационные ресурсы:
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. — М.: Просвещение, 1994. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4 . Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») Диагностика направленности ребенка на мир семьи // М.: Центр педагогического образования, 2010. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития // под редакцией Дороновой Т. Н. // ТЦ «Сфера» ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 Доронова Т. Н., Глушкова Г. В., Гризик Т. И. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. — М.: Просвещение, 2005. Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ// Управление ДОУ 2002г., № 4. Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина Детский сад и семья. Методика работы с родителями // Мозаика-Синтез, 2007 Сайт МБДОУ Заворонежского д/с http://zavoroneszdou.68edu.ru/ Тамбов ВИКИ http://ipklabdo.lanta-net.ru/ Открытый класс http://www.openclass.ru/ Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Педсовет http://pedsovet.ru/ Мааам.ru http://www.maaam.ru/ Родительские онлайн-форумы http://forum.krasmama.ru/, http://www.ya-roditel.ru/forum/ Интернет-ресурсы:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.