Содержание
-
Лингвокультурология как наука
Выполнила: студентка 1 курса магистратуры Быстрая Вероника
-
Определение лингвокультурологии
Лингвокультурологию определяют как науку, возникшую на стыке лингвистики и культурологи и исследующая проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке. Ее основная задача – раскрытие ментальности народа и его культуры через язык.
-
Объект и предмет науки
Объект - взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в процессе его функционирования и изучение интерпретации этого взаимодействия в единой системной целостности; Предмет - национальные формы бытия общества, воспроизводимые в системе языковой коммуникации и основанные на его культурных ценностях — всё, что составляет языковую картину мира.
-
Основные проблемы науки
как культура участвует в образовании языковых концептов; к какой части значения языкового знака прикрепляются «культурные смыслы»; осознаются ли эти смыслы говорящим и слушающим и как они влияют на речевые стратегии; существует ли в реальности культурно-языковая компетенция носителя языка, на основании которой воплощаются в текстах и распознаются носителями языка культурные смыслы (для доказательства этого нужны новые технологии лингвокультурологического анализа языковых единиц); каковы концептосфера (совокупность основных концептов данной культуры), а также дискурсы культуры, ориентированные на репрезентацию носителями одной культуры, множества культур (универсалии); культурная семантика данных языковых знаков, которая формируется на основе взаимодействия двух разных предметных областей - языка и культуры; как систематизировать основные понятия данной науки, т.е. создать понятийный аппарат, который не только позволил бы анализировать проблему взаимодействия языка и культуры в динамике, но обеспечил бы взаимопонимание в пределах данной научной парадигмы - антропологической, или антропоцентрической;
-
Актуальный глоссарий
Коммуникативная компетенция Культурная коннотация Культурное пространство Культурные традиции Культурные установки Культурные ценности Культурный концепт Культурный фон Лингвокультурема Менталитет Речевое поведение Субкультура Язык культуры Языковая картина мира Языковая личность Языковая способность
-
Актуальные темы Научных исследований
Абдразакова Е.Н. Сопоставительный когнитивный и лингвокультурологический анализ русских, болгарских и английских анекдотов. Автореферат - Тюмень, 2007. — 28 с. Авазбакиева Ф.Р. Лингвоаксиологический аспект семантики прилагательных, характеризующих человека по уровню воспитанности (на материале татарского, русского и английского языков). Автореферат - Тобольск, 2012. — 25 с. Артемова О.Е. Лингвокультурная специфика текстов прецедентного жанра лимерик - М.: РГБ, 2005. - 260 с. Багдасарова Н.А. Соотношение вербализованных эмоций в русском и английском языках - М., 2004. - 208 с. Балакина З.Ю. Национально-культурная специфика лексикографического описания эмоциональных концептов (на материале английского и русского языков). Автореферат - Волгоград, 2006. — 10 с. Барышев Н.В. Национальная специфика лексико-семантических полей ''Средства передвижения'' в русском и английском языках. Автореферат - Воронеж, 1999. — 19 с. Колчина О.Н. Диалог культур в структуре языковой личности (на примере поэзии Бориса Гребенщикова) - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2004. – 174 л. Коновалова Ю.С. Фразеологизмы, паремии и афоризмы как средство объективации возрастных концептов в англо-американской языковой картине мира. Автореферат - Воронеж, 2012. - 24 с. Красильникова Н.А. Метафорическая репрезентация лингвокультурологической категории свои-чужие в экологическом дискурсе США, России и Англии – Екатеринбург: УГПУ, 2005. - 210 стр. Литвинова Ю.С. Язык как институт мирного урегулирования конфликтов. Сравнительно-сопоставительный анализ лексики французского и английского языков, используемой в диалоге культур (конфликтующих сторон). Автореферат - Москва, 2007. — 26 с. Шенбергер И.И. Коммуникативная ситуация недоразумения в межкультурном и внутрикультурномдискурсе (на примере русского и немецкого языков). Автореферат - Новосибирск, 2010. — 24 с. Ярмахова Е.А. Лингвокультурный типаж «английский чудак». Автореферат - Волгоград, 2005. — 11 с.
-
Список литературы
Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с. Национально-культурная специфика речевого поведения // Под ред. А. А. Леонтьева, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова. - М. "Наука", 1977. Электронные источники: ВАК - [Электронный ресурс] – URL: http://vak2.ed.gov.ru/catalogue/index?middleName=&lastName=&speciality=&orgDcArticle=&dissertationType=&fistName=&idcName=&pg=true&q=&orgDcFullName=&branch=1833&autoref=&protectDateEnd=&protectDateBegin=&st=full&place=&max=10&offset=10(дата обращения: 16.12.2014). Википедия[Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%ED%E3%E2%EE%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%EE%EB%EE%E3%E8%FF (дата обращения: 16.12.2014). Задачи и цели лингвокультурологии- [Электронный ресурс] – URL: http://zinki.ru/book/lingvokulturologiya/zadachi-i-celi/(дата обращения: 16.12.2014). Лингвокультурология- [Электронный ресурс] – URL: http://revolution.allbest.ru/languages/00252215_0.html(дата обращения: 16.12.2014). Соболь Н. В. Лингвокультурология: основные понятия - [Электронный ресурс] – URL: http://www.rusnauka.com/14_NPRT_2010/Philosophia/66479.doc.htm (дата обращения: 16.12.2014).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.