Содержание
-
Образовательная программа школы Разработчик: Г.А. Давыдов, к.п.н., кафедра УРОС ПОИПКРО
-
Образовательная программа – это:
Нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса (С.Е. Шишов) Документ, дающий представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей (из материалов Министерства образования и науки РФ)
-
Чем образовательная программа отличается от программы развития?
Программа развития – это, прежде всего, стратегическое и тактическое управление, осуществляемое с целью перевода школы в новое качественное состояние. Образовательная программа нацелена на решение текущих задач УВП школы Программа развития ориентирована на «должное» и «возможное» в УВП школы Образовательная программа отражает реальный УВП («здесь и сейчас») Программа развития нацелена на будущую модель выпускника Образовательная программа указывает на существующие цели и результатыУВП (модель выпускника)
-
Чем образовательная программа отличается от учебной программы?
Учебная программа – это документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения и методов контроля достигнутого уровня содержания образования Образовательная программа (упрощенный вариант определения) – это совокупность учебных программ (и не только!), учебников, и, соответствующих им, педагогических технологий, методов контроля и т.д. определенного уровня содержания образования
-
Проблемы, которые можно решить с помощью образовательной программы:
Согласование дидактического и организационного педагогического аспектов УВП дидактический аспект: уровень содержания образования, учебные программы, учебники, педагогические технологии организационно-педагогический аспект: учебный план, система диагностики и аттестации, режимные условия и т.д. Согласование форм и методов организации УВП учебным возможностям и потребностям учащихся
-
Видология образовательных программ
базовая (1 – 11 кл.) компенсирующего обучения (2 – 9 кл.) расширенная (5 – 7 кл.) гимназическая (5 – 11 кл.) лицейская (8 – 11 кл.) профильная (9 – 11 кл.) индивидуального обучения (1 – 11 кл.) реабилитационная (1 – 11 кл.)
-
Образовательная программа должна:
·соответствовать социальному заказу · обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа · соответствовать образовательным стандартам · способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся · способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей · стимулировать использование более эффективных образовательных технологий · соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям школы и санитарно-гигиеническим требованиям · способствовать развитию учащегося
-
Образовательная программа включает в себя:
цели и ценности адресность образовательной программы учебный план (пояснительная записка, инвариантную и вариативную части) характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану описание: – организационно-педагогических условий – гигиенических требований – педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы – процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы
-
Структура образовательной программы
Цели (модель выпускника; уровень образованности) Содержательный компонент: учебный план (пояснительная записка, инвариантная + вариативная части) дополнительное образование (факультативные занятия, кружки, секции и т.д.) ведущие методы и приемы обучения и воспитания Организационные формы УВП Формы аттестации и контроля Результативный компонент (критерии и показатели)
-
· Характеристика школы и принципов ее образовательной политики · Аналитическое обоснование ОП: – анализ внешней и внутренней среды школы – вытекающие проблемы – характеристика научных подходов к школьной практике к решению проблем – выбор вида ОП (с учетом приоритетных направлений образования) · Разработка ОП («сеявшие со слезами…») · Запуск ОП («… пожнут с песнями») · Контроль и коррекция
-
Анализ внешней среды школы
Нормативно-правовая база Региональная программа развития образования Статистические данные по социуму микрорайона школы, миграция, культурные тенденции, национальные особенности, отношение к школе и т.д. Микросоциальный заказ (родители и окружающий социум) Новые научные концепции и теории Информация об опыте работы других школ
-
Анализ внутренней среды школы
Статистические сведения об учащихся Сведения о здоровье учащихся Результаты текущей и итоговой успеваемости История, традиции и предыдущий опыт работы школы Материально-финансовые возможности школы Социальный заказ учащихся и педагогов Интеллектуальный и творческий потенциал учащихся и педагогов Социально-психологический климат (для учащихся и педагогов)
-
Целевой компонент образовательной программы (Зачем? Для чего?)
Цели зависят от вида ОП Цели указывают на адресность ОП и ожидаемые результаты Ожидаемые результаты должны быть конкретными и измеримыми
-
Ожидаемый результат как модель выпускника(по Е.В. Бондаревской):
Аксиологический компонент(система ценностных ориентаций) Когнитивный компонент(научные знания о человеке, культуре, истории, природе и т.д.) Деятельностно-творческий компонент(система разнообразных способов деятельности) Личностный компонент(познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции и т.д.)
-
Ожидаемый результат как модель выпускника(по Е.Н. Степанову):
Нравственный потенциал Познавательный потенциал Коммуникативный потенциал Эстетический потенциал Физический потенциал (по О.Е. Лебедеву): Уровни образованности: Грамотность (начальная школа) Функциональная грамотность (основная школа) Общеобразовательная компетентность (средняя школа): – общекультурная – допрофессиональная – методологическая
-
Подходы к отбору содержания образования
Энциклопедизм – чрезмерные энциклопедические знания, не закрепленные (Я.А. Каменский) практическими действиями Формализм – развивается умение мыслить, при недооценке содержания знаний (Ф. Дистервег) Утилитаризм – получение практических умений и навыков, при недооценке (Д. Дьюи) ценности самих знаний и формального образования Дидактизм – подбор содержания обучения исходя из необходимости познания мира воспитанниками и практического воздействия на него
-
(по И.Я. Лернеру)
Образование – это процесс и результат освоения социального опыта, включающего в себя четыре элемента: знания, навыки, ценности, опыт творческой деятельности
-
Содержательный компонент образовательной программы (Что? и Сколько?)
Создание УМК для реализации ОП
-
В.С. Лазарев
Нельзя, чтобы в одном и том же классе преподавание одного предмета строилось на основе технологии развивающего обучения, другого – на основе программированного обучения, а третьего – на основе идей вальдорфской педагогики.
-
Организационно-педагогический компонент образовательной программы(Как?)
-
Система диагностического отслеживания (с позиции продвижения ученика в образовательном процессе)
дидактическая диагностика (уровень образованности, учебная мотивация, адаптация, объем д/задания и т.д.) педагогическая диагностика личностного развития (творческая активность, способность к саморазвитию и самообразованию) социально-педагогическая диагностика (образовательные потребности, профиль умений, готовность к выбору профессии, ценностные ориентации) валеологическая диагностика (анализ заболеваемости, общая умственная работоспособность и функциональное состояние) диагностика учителей (самооценка удовлетворенности работой в школе, пути личностного и профессионального совершенствования) диагностика родителей (комфортность ребенка в школе, удовлетворенность УВП)
-
Система аттестации учащихся
(Определяем уровень обученности, воспитанности и развития личности!) диагностические методы тесты психолого-диагностические методики изучения уровня психического развития личности контрольные работы экзамены
-
Система отслеживания реализации образовательной программы
Ребенок (индивидуальная карта учащегося) Служба сопровождения (психолог, социальный педагог, валеолог, логопед и др.) Классный руководитель Учителя-предметники Администрация Родители
-
Место образовательной программы в системе управления школой
Прогнозы Планирование Решения Образовательная программа Анализ и синтез Контроль икоррекция Реализация ОП
-
Схема образовательной программы учебного заведения
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.