Содержание
-
Обучение грамоте детей дошкольного возрастаПодготовила: учитель-логопед Н.В. Копысова
-
Обучение грамоте Сформированность звуковой стороны речи Знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение» Сформированность фонематических процессов Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу Копысова Нина Викторовна 2
-
Этапы работы по обучению грамоте:
Подготовительный этап. 1. Начинать работу необходимо со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Последовательность знакомства со звуками: - сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); - звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); - узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги, стук карандашей, ручек, ложек). 2. На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги).
-
I этап. Знакомство с гласными звуками.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Пример знакомства со звуком И: Звукоподражание 2. Показ артикуляции 3. Самостоятельное произнесение звука детьми и рассматривание артикуляции звука в зеркале 4. Объяснение, что этот звук гласный, т.к. воздух не встречает препятствия (используется фишка красного цвета) 5. В образовании звука участвует голос.
-
После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков
-
Предлагаемые игры: «Немые звуки» - логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот. «Фотография звука» - логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот; «Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл); «Разложи картинки» - подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
-
Порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву: - выделение данного звука среди других звуков: а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа); - выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас); - выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис); - выделение слов на заданный звук из текста. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали). дифференциация гласных звуков, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук. На этом же этапе ведется работа по определению места звука в слове (в начале, в конце, в середине слова). Вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика.
-
II этап. Знакомство с согласными звуками. Рекомендуется начинать со звуков [м], [н], потому что: - артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие; - именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения. Знакомство со звуками проходит с опорой на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы.
-
-
Знакомство с буквами. Объясняем, что буквы видим, пишем и читаем, звуки – слышим и произносим. Помогаем запомнить буквы через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
-
При знакомстве с буквой рассматриваются элементы, из которых она состоит, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы: Села мышка в уголок,Съела сыра кусок.
-
Запоминание образа буквы можно организовать с использованием различных анализаторов: - написать букву в воздухе, на столе; - выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; - написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; - выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы; - вырывать из бумаги образ буквы; - получить в подарок букву; - угостить фигурным печеньем в виде буквы; - вылепить из пластилина, теста; - написать на плакате букву разных размеров, разного цвета: - выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
-
Копысова Нина Викторовна 13
-
При знакомстве с согласными звуками начинается работа по звуковому анализу слов. Порядок работы: - обратные слоги, имеющие значение (ум, он, ам); - прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но); - односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот); - двусложные слова с прямыми открытыми слогами (кино, вата, духи); - односложные со стечением согласных (стол, крот, мост); - двусложные со стечением (скала); - трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).
-
З И М А Копысова Нина Викторовна 15
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.