Содержание
-
Муниципальное образовательное учреждение детский сад № 59 «умка» г. Подольска Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми Выполнил педагог-психолог Кацевалова Н.А.
-
Основные характеристики понятия
Агрессия - это действие человека, противоречащее нормам и правилам поведения и наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряжённости, подавленности, страха и т.п.) Э.Фромм считает, что существуют два вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жёсткость и деструктивность, бывает спонтанной и связанной со свойствами личности человека. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность», определяя «агрессивность - как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, т.е. к совершению агрессивных действий».
-
Практическая работа.
-
Чувства выражающиеся с помощью агрессии
Гнев Ненависть Ярость Обида Страх Тревога
-
«Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды, у него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует иным способом. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий его выживанию». «Окно в мир ребенка» ВайолетОклендер
-
Социально-культуральный аспект детской агрессивности
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников: семья, в которой может демонстрироваться и закрепиться агрессивное поведение, сверстники, например, во время игр по принципу «Я самый сильный – мне все можно», символические примеры из СМИ. Так же черты такого поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере - взрывчатость, гневливость, обидчивость – или являться результатом особого созревания нервной системы.
-
Виды агрессии:
физическая – проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящее вред предметам (ребёнок дерётся, кусается, ломает, швыряет предметы); вербальная – выражающуюся в словесной форме (ребёнок кричит, угрожает, оскорбляет других); косвенная – непрямая агрессия (сплетни, ябедничество, злобные шутки, топание, провоцирование сверстников и т.п.) раздражение (вспыльчивость, грубость); негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Кроме того при подавлении агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывание ногтей, выдирании волос, частом травмировании себя и т.п.)
-
Практическая работа.
Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка». Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т. д.). Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предполагать свои варианты комментариев. Например: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул, ты улыбаешься, так как кто - то рассказал тебе про меня гадость» и т. д.
-
Направления работы с агрессивными детьми.
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме: 1) прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Выражать его прямо, словесно, в вежливой форме; 2) перенос чувств на неопасные объекты (игрушки, мячи, спортивный инвентарь). Способ используется в работе с робкими, неуверенными детьми. Недопустим в работе с чрезмерно открытыми детьми. 2. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях: 3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. 4. Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других детей, развитие эмпатии, доверия к людям и т.д. 5. Формирование адекватной самооценки. 6. Развитие творчества у детей.
-
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. По мнению ВирджинииН.Квинн (2000) существует четыре основных способа выражения гнева: Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным (другие предметы, другого человека, который «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор). Такое выражение гнева получило название переноса. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства буду способствовать возникновению стресса и психосоматических расстройств ( крапивница, псориаз, язва желудка и др.). Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.
-
Практическая работа.
1. Упражнение «Работа с гневом». Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми. 2. Проигрывание упражнений, которые содействуют снятию агрессивных проявлений у воспитанников «Маленькое приведение» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) «Обзывалки»; «Бумажные мячики»(Фопель К., 1998).
-
-
Агрессивное поведение детей– это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи во внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах
-
Рефлексия мероприятия. чем полезна именно для вас данная встреча; какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе; ваши пожелания на следующие семинары.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.