Содержание
-
Основные направления работы по управлению успешностью обучения и воспитания детей дошкольного возраста в рамках освоения ФГОС
Старший воспитатель ГБОУ Школа лицей № 1420 корпус 10 Тимошина Е.В.
-
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ:
во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечивает более внимательное к нему отношение на всех уровнях. во-вторых, это влечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что положительным образом отражается на его развитии и на его результатах.
-
Результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Физически развитый, овладевший основными культурно -гигиеническими навыками. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Эмоционально отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
-
К сожалению, учебно-дисциплинарная модель дошкольного образования имеет место в дошкольных учреждениях, хотя в настоящее время наметился перелом в сознании педагогов ДОУ и постепенный переход на личностно - ориентированную модель общения педагога с детьми. Сейчас необходимо отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса — отказ от специально организованной деятельности. Ведущими видами детской деятельности должны стать: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие. Образовательную программу необходимо реализовывать в игровой деятельности, в понятие «занятия» следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело. Однако отказ от занятий, использование принципиально других форм, методов и приемов для решения образовательных задач на первом этапе будет наиболее сложным для педагогов. Для реализации Федеральных государственных требований, внедрения новшеств необходима смена педагогического мышления и сознания, что является наиболее сложным на сегодняшний день.
-
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении должно строиться на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного воспитания в рамках той или иной темы:
выбирается тема, рассчитанная на 1-2 недели. При этом в качестве видов тем могут выступать: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др.; вся непосредственно-образовательная деятельность, а также другие формы образовательной работы продолжают выбранную тему; для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации работы с ребенком дома (но не домашние задания!); каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, ролевая игра, спектакль и т.д.).
-
Структура непосредственно образовательной деятельности:
1 часть – приглашение к деятельности в необязательной и непринужденной форме (Давайте сегодня… кто хочет… присоединяйтесь…) 2 часть – наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы её реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включаются во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем. 3 часть - «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет.
-
Позиции педагога при оценке и организации деятельности дошкольников:
1. Нет четкого представления о конечном результате, предполагается вариативность конечного продукта. 2. При ошибочном действии ребенка, педагог не утверждает: «Нет, неправильно, потому что!..», а пытается рассмотреть позицию с разных сторон: «Как интересно... Что у нас может получиться? Это неожиданно, что полезного (нового, необычного) мы можем узнать? Как здорово, что ты предложил нам по-другому взглянуть на эту ситуацию, потому что...». 3. Ставит в приоритет не успешность воспроизведения деятельности, а создание нового, отличного от общих работ. Оценивает это в форме самостоятельного достижения: «Посмотрите, как замечательно, такого нет ни у кого». 4. Оценка ребенка идет не в сравнении с другими детьми, а в плане личных достижений: «Маша сделала красиво, правильно, но она это делала уже много раз, а вот Вася такого, как сегодня, не делал никогда, раньше у него это не получалось, поэтому он сегодня молодец». 5. Умеет при рассмотрении всех детских работ «помочь увидеть» детям преимущества и отличительные особенности каждой работы как проявление индивидуальности, показав тем самым, что «хорошее» может быть «разным». 6. В обучении прослеживается четкий «диалогический» стиль общения. 7. Осуществление партнерской позиции в профессиональном взаимодействии с детьми. Для развития внутренней активности каждого ребенка очень важно в процессе деятельности быть с ним в позиции на равных. 8. Минимальная степень вмешательства в процесс деятельности ребенка, предоставление ему возможности для поиска собственных путей решения задач, переживания собственного опыта ошибок и возможных неудач. 9. Перераспределение времени при организации детской деятельности: меньше информации и демонстрации, больше — на активную деятельность самих детей. 10. Безоценочный подход: принятие каждой идеи; отсутствие советов, критических замечаний; свободный обмен мнениями; использование побуждающих, поддерживающих высказываний и обращений; безусловное принятие и помощь в осуществлении любого собственного замысла ребенка. 11. Формирование позиции «играющего» взрослого.
-
Основные задачи работы с родителями:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
-
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно.
Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. Во-вторых, делать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной. Создавать условия для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития дошкольника, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, и многое другое. Стремиться к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Отказаться от копирования школьных технологий и форм организации обучения. Ориентироваться на содействие развития ребенка при взаимодействии с родителями.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.