Содержание
-
Free Powerpoint Templates Патриотическое воспитание детей через ознакомление с традициями и культурой своего народа
-
воспитатель МБДОУ «Детский сад №105» «РАДУГА» Г.Владимир Захарина Светлана Александровна
-
Проект «Мой Владимирский край. Моя Малая Родина. Моя большая любовь.»
-
Актуальность
Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать духовные и культурные ценности своего народа, гордиться и восхищаться ими. В последние годы в обществе очень возросло внимание к духовному богатству культурного наследия. Это является стремлением народа к национальному возрождению. Но, к сожалению, стоит признать, что современные дети испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, о национальной культуре, традициях, промыслах. Но именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств. Иными словами, дошкольный возраст - благодатная почва для воспитания патриотизма. А чувство патриотизма необходимо любому народу.
-
Патриотизм -
это любовь и преданность отечеству. И именно чувство любви к своему городу, краю, восхищение своей народной культурой, интерес к национальным традициям – это и есть начало патриотизма.
-
Цели проекта
Воспитание любви к родной стране через любовь к родному краю, через знакомство с его историей, старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа, своей стране.
-
Задачи проекта
Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры. Расширять кругозор детей. Формировать чувство любви к Малой и Великой Родине, уважение к истории и традициям своего народа в целом и края в частности. Развивать нравственные качества личности детей.
-
Формы работы
Считаю, что приобщение к народной культуре и истории должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности детей. А так же уверена, что наиболее эффективными и результативными будут такие методы работы, которые будут вызывать интерес, восхищение, восторг, увлеченность и желание дальнейшего познания. НЕПОСРЕДСВЕННО ФОРМЫ РАБОТЫ: ИОС (игровая обучающая ситуация), беседа, целевая экскурсия, дидактическая игра, фотосессия, театрализованное представление, народная игра, организация мини-музея, народный праздник, викторина, творческая мастерская, работа с родителями.
-
ИОС (игровая обучающая ситуация)
Тема. «Хоть и холоден батюшка Сентябрь – да сыт». Вид ИОС. Ситуация-проблема. Цели: Формировать представление об осени на основе знакомства с народным земледельческим календарем. Расширять словарный запас детей, активизировать их речевую деятельность. Развивать эмоциональную сферу.
-
Целевая экскурсия.
Тема.«Бабуся Ягуся в русских сказках» Цель.Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Развивать эмоциональную сферу детей.
-
Тема. «Кузница» Цель. Познакомить детей в одним из многочисленных народных промыслов края. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
-
Целевая экскурсия
Тема. «Дымов. Керамика.» Цель. Познакомить детей с гончарными традициями Владимирского края. Воспитывать интерес к народным промыслам.
-
Целевая экскурсия.
Тема. «Владимир златоглавый» Цель. Познакомить детей с архитектурными памятниками города. Приобщить их к историческому наследию края.
-
Дидактическая игра.
Дидактические игры имеют большое значение для развития внимания, мышления, памяти, других мыслительных процессов. Проводятся они в легкой и непринужденной форме, но все носят обучающий характер. Я использую целый комплекс ДИ, включая их во все учебные и не учебные виды деятельности детей. Конечно же, все они направлены на ознакомление с русской культурой, декоративно-прикладным искусством, русским фольклором, национальной одеждой, праздниками, музыкальными инструментами.
-
Фотосессия.
Большой интерес вызвала у детей такая форма работы, как фотосессия в русских народных костюмах. Тема. «Русские красавицы и красавцы» Цель. Показать красоту русского костюма.
-
Наш театр «Теремок»
Очень нравится детям быть маленькими актерами. Часто мы ставим кукольные спектакли, разыгрываем русские народные сказки с использованием плоскостного театра, пробуем инсценировки сказок.
-
Народная игра
Активно использую подвижные народные игры на прогулках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения праздников и в повседневной жизни. По мимо двигательной активности, развития ловкости и других физических качеств, эти игры создают условия для «погружения» в культуру русского народа., способствуют накоплению положительных эмоций.
-
Наш мини-музей народных промыслов
Золотая хохлома Мстерская лаковая миниатюра Гжель
-
Народный праздник
В течение всего года в группе проводится большое количество всевозможных народных праздников. «Осенины», «Колядки», «Рождество», «Масленица», «Пасха» и многие другие. Особенное значение мы придаем праздникам Владимирского края. («День огурца» в Суздале, «День семьи, любви и верности» и «Бои богатырей» в Муроме. На празднике создается атмосфера национального быта.Широко используется фольклор (песенки-потешки, частушки, шутки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины), звучат народные инструменты. Детям приносит радость не только сам праздник, но и подготовка к нему. В народных праздниках нет зрителей. Все – участники!
-
Народный праздник.
-
Народный праздник Владимирского края
-
-
Наша творческая мастерская
Все дети по природе своей – творцы и созидатели. Вот почему я активно использую на своих занятиях совместную творческую продуктивную деятельность. Это и шитье, и лепка из глины, и роспись, и изготовление самодельных игрушек из лыка и ткани. Народная традиция учит видеть творчество даже в простых повседневных работах, в ежедневном труде и быте. Эти занятия не только развивают мелкую моторику рук и прививают аккуратность, не только формируют определенные навыки, но и способствуют художественно-эстетическому воспитанию, а так же делает осмысленными все действия детей. Ведь все поделки (даже самые маленькие) делались на Руси со смыслом.
-
-
-
Работа с родителями
Важнейшим условием успешной реализации проекта и вообще всей деятельности педагога является взаимодействие с родителями. Родители должны быть ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ воспитателя, полноправными участниками образовательного процесса! Для привлечения внимания родителей мной используются различные формы работы с ними: - тематические родительские собрания, - дни открытых дверей, - индивидуальные консультации, - фольклорные праздники, - совместное творчество, - составление тематических альбомов, - совместные экскурсии, - сознание мини-музея, - анкетирование.
-
Работа с родителямиСоставление тематических альбомов
-
Работа с родителями
Очень порадовало меня то, что количество родителей, принимавших участие, с каждым нашим мероприятием увеличивалось. А так же анкетирование, проведенное в конце года показало, что 98% родителей поддерживают важность и значимость проделанной работы. (Тогда, как в начале проекта они не считали нравственно-патриотическое воспитание важной частью работы ДОУ.)
-
Заключение
Несомненно, чувство патриотизма многогранно. И итог работы подводить еще рано! Это не конец, а лишь самое начало. Но любой большой и длинный путь начинается с маленького первого шага. Планирую и дальше работать в этом направлении, воспитывая в детях национальное самосознание, любовь и уважение к народной культуре, традициям, промыслам, истории. Основными необходимыми моментами считаю: - дальнейшее создание развивающей среды в группе, - создание творческой атмосферы, - создание условий для детско-взрослого сотрудничества.
-
Источники
Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Новиков С.В. «Справочник дошкольника. История» Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. (под редакцией Кондрыкинской Л.А.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.