Содержание
-
Проблемы школьной оценки в современной школе «Оценка : «за» и «против»
«Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее» ( Б.Г. Ананьев) «Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А. Сухомлинский)
-
Обучающая деятельность учителя
мотивационный компонент операционально-познавательный компонент контрольно-оценочный компонент
-
«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке.» (Липкина А.И.)
-
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
Проверка и оценка знаний учащихся- выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.
-
«Оценка» это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, в вербальной форме. это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности. Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке. Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).
-
Наиболее очевидный показатель уровня школьного образования, основной индикатор диагностики проблем обучения . Отметка- это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки. Оценивание
-
Интегрированный показатель оценивания
Уровень учащегося относительно определенного эталона, Уровень учащегося относительно класса в целом, Уровень учащегося относительно себя самого в предшествующий период.
-
В указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, В стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, В обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Смысл комментирования отметок
-
Позиция педагога в ситуации несогласия ученика с учительской отметкой
таких ситуаций в практике не возникает, предпочитают просто не реагировать на подобные высказывания учеников, начинают убеждать ученика в неправомерности его высказываний, сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию ученика, дают возможность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке.
-
Функции оценки
Обучающая: дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык; способствует прибавлению, расширению фонда знаний;
-
Воспитательная: обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем; способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям
-
Ориентирующая: воздействует на умственную работу с целью осознания «процесса этой работы и понимания собственных знаний» (Ананьев Б.Г.); формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;
-
Диагностическая: фиксирует общий уровень подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, позволяет выявить причины отклонения от заданных целей и задач Функции оценки
-
Эффективность обучающей деятельности учителя
позволяет учителю получить информацию о качестве учебного процесса позволяет использовать различные формы контроля и оценки знаний.
-
Личностно-ориентированная – формирование адекватной самооценки
формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах.
-
Социальная - изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся
положительная оценка укрепляет социально-психологические позиции школьника, влияет на отношения с другими учениками негативная оценка (учащиеся становятся изолированными и отвергнутыми в классе ) необоснованная похвала «отличников» может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников
-
Типичные ошибки учителей
Традиционный контроль, Проводится в форме опроса, является выборочным и случайным «Успевающих школьников учитель вызывает отвечать на уроке чаще, чем неуспевающих, даже в тех случаях, когда неуспевающий школьник вызывается отвечать сам, выбор учителя чаще останавливается не на нем, а на его успевающем однокласснике» (Р.Берне).
-
Создается нервно-напряженная обстановка Внешний контроль и оценка (со стороны учителя) препятствуют формированию самоконтроля и самооценки. Традиционные формы контроля, не учитывают рациональность учебной деятельности учащихся: приемы и способы, обеспечивающие усвоение учебного материала.
-
На процесс оценивания знаний не влияет качество работы учителя . Учителя, (сами не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным учащимся. Наличие различных объектов контроля и оценки Контроль и оценка не несут информацию о потенциальных возможностях ученика, его творческих способностях, мышлении. Не берутся во внимание мотивы учения школьников. Оценивание знаний осуществляется по конечному результату, что является показателем качества учебного процесса в школе.
-
Основные требованиясистемы оцениваниязнаний учащихся
Система оцениваниядолжна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумомтребований, заложенных в тот или иной учебный курс. 2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности.Желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной. 3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, 4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).
-
Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. 6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства. 7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.