Содержание
-
Проектирование социально - профилактических программ, реализуемых в общеобразовательной школе Социальный педагог: Шишикина Ирина Валерьевна
-
Актуальность темы
Рост опасных для подрастающего поколения и общества тенденций: ранняя алкоголизация и наркомания подростков, омоложение преступности, проституция и суицид среди несовершеннолетних. Необходимость усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества. Создание целостной системы профилактики девиантного поведения детей и подростков. Отечественные и зарубежные ученые изучающие проблему подросковой девиантности и её профилактики Зарубежные: М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Франкл, А. Бандура, Р. Линтон, Р. Торрис, С. В. Проданов, Р. Уолтере, М. Шериф. Отечественные: П. Г. Вельский, П. П. Блонский, А. Я. Гердт, В. И. Куфаев, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий.
-
Цель исследования:изучить и раскрыть особенности проектирования программ социальной профилактики девиантного поведения подростков, разработать и реализовать проект, направленный на профилактику отклоняющегося поведения у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе. Объект исследования:профилактическая работа с подростками девиантного поведения в общеобразовательном учреждении. Предмет исследования:проектирование социально-профилактических программ, реализуемых в общеобразовательной школе.
-
Задачи исследования: Выявить проблемное поле социальной профилактики девиаций у подростков; Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной профилактики девиантного поведения подростков; Раскрыть сущность проектирования программ социальной профилактики девиантного поведения подростков; Проанализировать зарубежный опыт проектирования программ социальной профилактики подростков девиантного поведения; Охарактеризовать отечественный опыт проектирования программ социальной профилактики подростков девиантного поведения; Разработать и реализовать в общеобразовательной школе проект по профилактике суицидального поведения подростков Гипотеза исследования - реализация социальных проектов, направленных на профилактику отклоняющегося поведения подростков, позволяет осуществить как комплексный, так и индивидуальный подход и является эффективной технологией при работе с подростками с девиантным поведением.
-
Проблемное поле социальной профилактики девиаций у подростков Недостаток семейного воспитания, ослабление эмоционального контакта ребёнка и родителей. Отсутствие методик включения в систему профилактической работы семьи несовершеннолетнего. Приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками. Бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики. Отсутствие взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами профилактики. Недостаток специалистов, имеющих специальную социально-педагогическую подготовку к работе с детьми с девиантным поведением.
-
Нормативно-правовая база социальной профилактики девиаций у подростков
Международный уровень Декларация прав ребёнка принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних «Пекинские правила», приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних – «Эр-Риядские руководящие принципы», приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблее ООН от 14 декабря 1990 г. Федеральный уровень Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 г. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996. № 63-ФЗ. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г . № 124-ФЗ. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
-
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120: в ред. от 13.10.2009. №233-ФЗ. Указ Президента РФ от 1 июня 2012. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Письмо Минобразования РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26 января 2000 г. № 22-06-86. Письмо Минобразования РФ «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков» от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03. Региональный уровень Закон Тамбовской области «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ а Тамбовской области» от 29.10.2010 г. №140-З Закон Тамбовской области «О профилактике правонарушений в Тамбовской области» от 03 октябрь 2007 г. № 265-З. Постановление Администрации Тамбовской области «Об утверждении стратегии в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы» от 27 ноября 2012 г. № 1471. Приказ Администрации Тамбовской области «О мерах по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков» от 30 декабря 2011 г. №3576.
-
Сущность проектирования программ социальной профилактики девиантного поведения подростков
Социальная профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально - медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. (Галагузова М. А.) Виды социальной профилактики Первичная Третичная Вторичная
-
Зарубежный опыт проектирования программ социальной профилактики подростков девиантного поведения
Голландия Проект Thuislozen Team (TT) - работа с бездомной молодежью, с бродяжничеством подростков. Проект Halt - работа с подростками, допустившими мелкие кражи или акты вандализма. Проект Stichting psychologisch pedagogisch instituut (PPI) - работа с учениками, бросившими или собирающимися бросить школу. Проект Home Video Training (HVT) – работа по улучшению взаимоотношений между ее членами, помощь в решении проблем, связанных с воспитанием детей.
-
США Информационные программы. Программы практического обучения родителей методам профилактики наркомании. Программа «Семейное взаимодействие». Германия Курсы и тренинги по конфликтологии для педагогического персонала и школьников (Mediation ). Внедрение развёрнутой общешкольной программы программы профилактики. Спортивные и туристические мероприятия («педагогика переживаний и приключений»- Erlebnispadagogik). «Профилактические автобусы».
-
Отечественный опыт проектирования программ социальной профилактики подростков девиантного поведения
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Ступинского района Московской области. (диагностическая работа, просветительская работа, коррекционно-развивающая работа). Общественная организация «Некоммерческое партнерство «Четвертое измерение» город Тамбов (профилактика употребления психоактивных веществ и формирование у подростков здорового образа жизни.).
-
Проект по профилактике суицидального поведения подростков «Мы выбираем будущее»
Цель - создание условий для социальной профилактики суицидального поведения подростков, через организацию взаимодействия учащихся со сверстниками, семьёй, учителями. Задачи: Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей; Развить у учащихся позитивное отношение к себе и окружающему обществу; Укрепить и развить чувство самоуважения и способность критически мыслить, чувство ответственности; Способствовать сплоченности коллектива учащихся; Развить взаимопонимание между подростками и родителями.
-
Целевая группа проекта – учащиеся 8-9 классов Ожидаемые результаты: Проект поспособствует развить у учащихся позитивное отношение к себе и окружающему обществу, укрепить чувство, ответственности. Поможет развить взаимопонимание между учащимися, их сверстниками и родителями. Вследствие этого понизить возможность возникновения суицидальных действий подростков.
-
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап(знакомство с участниками проекта, разработка плана мероприятий) . Диагностический этап (анкетирование учащихся, «Склонность к суицидному поведению», анкетирование родителей «Склонность к суицидальному поведению у подростков»). Основной этап (проведение мероприятий). Заключительный этап (Анализ выполнения поставленных задач, оценка эффективности проекта, подготовка аналитического отчёта).
-
Выводы
В ходе работы был раскрыт теоретический аспект вопроса, изучен отечественный и зарубежный опыт проектирования программ социальной профилактики подростков девиантного поведения, разработан и реализован проект по профилактике суицидального поведения подростков «Жизнь одна». Достигнут положительный результат: проведённые мероприятия поспособствовали сближению подростков с родителями и друзьями и позволили занять досуг учащихся, что поспособствует предотвращению суицидальных действий со стороны подростков.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.