Содержание
-
Проектная и исследовательская деятельностьв детском саду
Консультация для воспитателей
-
Что дает детям?
расширяются знания детей об окружающем мире развиваются общие способности детей познавательные, коммуникативные и регуляторные ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей в ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки влияет и на содержание игровой деятельности детей — она становится более разнообразной в ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения
-
Что дает педагогу?
проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста
-
Проектная и исследовательская деятельность в программе Н.Е. Вераксы «От рождения до школы»
Первый младший возраст Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность. В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений. Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучать убирать игрушки на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
-
Младший возраст Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке. Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.
-
Средний возраст Развитие познавательно-исследовательскойи продуктивной (конструктивной) деятельности Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. Исследовательская деятельность. Развивать исследовательскую деятельность ребенка, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создавать условия для ее презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка.
-
Старший возраст Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Продолжать развитие проектной деятельности исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Способствовать формированию у детей представления об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер. Способствовать формированию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность—это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)
-
Проектная и исследовательская деятельность в программе Н.Е. Вераксы «От рождения до школы
Подготовительный возраст Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормотворческую). В исследовательской проектной деятельности учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации. Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников. Способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера. В работе над нормотворческими проектами инициировать обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных этими проектами норм. Помогать детям символически отображать ситуацию, проживать ее основные смыслы и выражать их в образной форме.
-
Что такое проектная деятельность?
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.
-
Особенности проектной деятельности
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием Участники проектной деятельности должны быть мотивированы Проектная деятельность имеет адресный характер
-
Проблемы, возникающие при организации проектной деятельности
1.Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути
-
Неразличениесубъектной и объектной позиции ребенка Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи.
-
Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции.
-
Организация проектной деятельности в режиме дня
Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса Для занятий проектированием удобнее всего выделять один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей: творческая работа начинается в 11 часов (после завтрака и прогулки). При этом желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на первых порах она должна реализовываться в ходе занятий с детьми по подгруппам (по 5—9 человек). Таким образом, каждая подгруппа детей занимается своим проектом.
-
Типы проектной деятельности
Исследовательская проектная деятельность Творческая проектная деятельность Нормативная проектная деятельность
-
Исследовательская проектная деятельность
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.
-
Этапы исследовательского проекта
Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.
-
На втором этапе ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.
-
Третья страница посвящается выбору наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка. Ребенок должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор. Четвертая страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. В нижней части страницы ребенок должен нарисовать тот способ получения информации, которым он воспользовался (обращение к взрослому, сверстнику, книга, просмотр передачи и т. п.) и обосновать его преимущества (последнее обязательно обсуждается с ребенком, но не всегда отображается письменно — можно использовать рисуночные значки, которые помогут дошкольнику восстановить смысл аргументации). На пятой странице изображается результат проверки правильности ответа. Ребенок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ. На шестой странице ребенок показывает, где можно применить проект: он может рассказать о проекте в группе, организовать игру и т.п. (возможные сферы применения зависят от содержания проекта).
-
Этапы исследовательского проекта
Третий этап — защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта: то есть подойти к воспитателю и выбрать время защиты. Важно, чтобы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе. Перед началом своего выступления ребенок вывешивает на стенде страницы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи и т.п.
-
На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.
-
Творческая проектная деятельность
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2—3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого). Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка Дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.
-
Этапы творческого проекта
На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т.д. При этом взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности. Например, чтобы определить смысл праздника День святого Валентина, педагог должен уяснить для себя, что значит этот праздник, почему его нужно праздновать и т.п
-
На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать малышам о нем и обсудить отношение к нему детей. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта. Рассмотрим пример создания творческого проекта «Поздравления ко Дню святого Валентина»
-
На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о том, как можно поздравить детский сад. При этом педагог (в случае если дети испытывают трудности) может первым начать: «Мне кажется, что можно вырезать гирлянды».
-
На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи. После того, как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации.
-
На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект. В заключение этого этапа выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта. При этом выбор идеи осуществляется следующим образом. Воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» — кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея.
-
Шестой этап связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд. На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого дошкольники (в зависимости от содержания проекта) делятся на рабочие группы (например, одна группа детей делает тесто, другая — лепит валентинки и т.д.). Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.
-
На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить полученный продукт. Например, если дети пекут валентинки, то воспитатели должны задуматься о том, как об этом можно рассказать окружающим (когда нужно сделать фотографии, где их лучше поместить и т. п.). В противном случае дети просто съедят печенье, угостят кого-то и уже через месяц забудут об этом проекте. Проектная деятельность предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих. Если же подобной презентации не будет, то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а следовательно, и на развитие его личности.
-
На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта. Так презентация проекта «Поздравления ко Дню святого Валентина» может сопровождаться не только чаепитием, но и может стать началом нового проекта, например, создания книги рецептов.
-
Нормативная проектная деятельность
развивает позитивную социализацию детей всегда инициируется педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы — нормотворческие.
-
Этапы нормативного проекта
На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций, которые в жизни группы могут встретиться всего несколько раз — такие правила будет невозможно удержать в сознании детей.
-
На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.
-
На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.
-
На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
-
На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
-
На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.
-
На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
-
Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.
-
Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. Как показывает опыт, в детском саду таких правил не так уж много (10—12), но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога. Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.
-
Проект «Как вести себя в ходе игры»
Типичная ситуация. Дети, уходя на занятие подгруппы, оставляют свои игры незавершенными, а вернувшись с занятия, видят, что ребята, оставшиеся в группе, изменили или разрушили сложившийся сюжет. В связи с этим между дошкольниками возникают конфликты. Ход занятия Воспитатель рассказывает историю: «Однажды Дима с Пашей построили корабль из мягких модулей, смастерили рубку капитана со штурвалом и компасом, загрузили трюмы корабля грузом, выделили место для кают-компании. Но тут Мария Ивановна пригласила ребят первой подгруппы на занятие по математике. Дима с Пашей оставили свой корабль и пошли заниматься. Вторая подгруппа ребята осталась играть в группе. Когда занятие закончилось, мальчики направились к своему кораблю, но увидели, что он сломан, а Сережа с Колей из деталей модуля мастерят машину. Дима рассердился и, громко крича, стал забирать детали у мальчиков, а Паша, готовый расплакаться, молча сел на стульчик». Воспитатель предлагает детям нарисовать эту историю. Затем дошкольники обсуждают рисунки, анализируют эмоциональное состояние изображенных персонажей: «Почему мальчик плачет? Почему у этого мальчика сжаты кулаки? Он сердится? Злится? Он защищается?» В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать, как должны были вести себя мальчики, чтобы не поссориться. Рисунки детей можно было разделить на три группы: «играй во что хочешь»; «можно играть, но нельзя изменять сюжет»; «в игру входить нельзя». В результате были введены следующие знаки: зеленый круг — можно играть по своему сюжету; желтый круг — играй в эту игру, но ничего не изменяй; красный круг — нельзя входить в игру. Впоследствии эти знаки дети стали ставить на незавершенные игры.
-
Проект «Правила пользования ножницами»
Типичная ситуация. В ходе занятий дети свободно передвигаются по группе с ножницами в руках. Общаясь друг с другом, ребята жестикулируют руками, в которых зажаты ножницы. Необходимо упражнять детей в умении анализировать ситуацию с точки зрения ее безопасности и сформировать правило пользования ножницами. Ход занятия Воспитатель рассказывает детям историю: «Дети мастерили игрушки. Оля вырезала платья для своей куклы. В группу зашла Леночка. В руках у нее была музыкальная шкатулка. Ребята подошли к ней посмотреть шкатулку. Оле тоже захотелось посмотреть. Она побежала с зажатыми в руке ножницами и споткнулась. Ножницы упали Мише на ногу». Воспитатель просит детей нарисовать эту историю. Затем дошкольники обсуждают рисунки и анализируют эмоциональное состояние персонажей. Педагог просит детей нарисовать, как должны были вести себя ребята в этой ситуации. Вместе с ребятами педагог рассматривает рисунки и формулирует правило: «С ножницами работай за столом, после работы клади их на место». После этого дети рисуют знак, который напоминал бы им это правило.
-
Темы исследований с детьми в детском саду
Тема 1. Наоборот Тема 2. Большой — маленький Тема 3. Превращение Тема 4. Схема превращения Тема 5. Лед — вода Тема 6. Морозко Тема 7. Твердое — жидкое Тема 8. Снегурочка Тема 9. Жидкое — твердое Тема 10. Нагревание — охлаждение Тема 11. Испарение Тема 12. Золушка Тема 13. Выпаривание соли Тема 14. Стирка и глажение белья Тема 15. Конденсация Тема 16. Змей Горыныч о трех головах Тема 17. Лед — вода — пар Тема 18. Игра в школу Тема 19. Игра «Царство льда, воды и пара» Тема 20. Свойства веществ Тема 21. Строение веществ Тема 22. Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной Тема 23. Воздух и его свойства Тема 24. Воздух вокруг нас Тема 25. Водолаз Декарта Тема 26. Плавание тел. Изготовление корабля Тема 27. Термометр Тема 28. Нагревание проволоки Тема 29. Иванушка и молодильные яблоки Тема 30. Письмо к дракону Тема 31. Незнайка и мороженое
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.