Содержание
-
«Проектный метод в деятельности дошкольников».
Воспитатель: Гайда Ирина Викторовна
-
Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.
-
Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это- метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это- звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
-
Выделяют три основных вида проектной деятельности творческую исследовательскую нормативную
-
Общие особенности всех видов проектной деятельности:
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы ( нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование ). - Проектная деятельность имеет адресный характер.
-
Исследовательская проектная деятельность. Исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестер) в сферу его интересов.
-
Творческая проектная деятельность. В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт, как правило, осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна.
-
Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).
-
Значимость творческой проектной деятельности. -Отражает интересы ребенка. -Поддерживает уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. -Стимулируется его познавательная активность. -Повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. -Получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.
-
Нормативная проектная деятельность. Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.
-
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка: -запрещающие -позитивно нормирующие -поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы - нормотворческие.
-
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Разработка плана движения к цели (обсуждение плана с родителями). Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. Презентация проекта, открытое занятие.
-
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
-
Основная цель проектного метода в дошкольных учреждениях. Развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
-
Задачи развития: -обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; -развитие познавательных способностей; -развитие творческого воображения; -развитие творческого мышления; -развитие коммуникативных навыков.
-
Задачи исследовательской деятельности: Младший дошкольный возраст. -вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога). -активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом). -формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
-
Старший дошкольный возраст. -формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. -развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. -формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. -развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
-
Педагог должен отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования. Удерживать дошкольников в проблемном поле, следя за тем, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать. Педагог не должен стремиться как можно быстрее переходить к практической части реализации проекта. Требует от педагога внутреннего напряжения: с одной стороны, он должен поддерживать активность детей, побуждать их к разговору, а с другой, ограничивать свое стремление предлагать дошкольникам собственные варианты решения задачи. Трудности при организации и проведении проектной деятельности:
-
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремиться удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.
-
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
-
Список используемой литературы: Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.