Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Кораблик»
«Профилактика детского и семейного неблагополучия» Подготовила Педагог-психолог Афанасьева И.А.
-
«Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека». В.А. Сухомлинский
-
Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Концепцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса РФ.
«Безымянный ребенок — чертенок»
-
За последние годы у нас в стране увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей.
-
Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие; Как отражается семейное неблагополучие на ребенка, склонного к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты; Что же такое неблагополучная семья?
-
Как ребенок может нарушить спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка; Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях?
-
Типы неблагополучных семей:
Конфликтная семья– наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. Аморальная семья– семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.). Семья с низким материальным положениемнаходящаяся за чертой бедности. Может повлечь разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей.
-
Педагогически несостоятельная семья– семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Семья с жестоким обращением с детьми,имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения – безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольствия своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами
-
Семья однодетнаяможет сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможность их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; Семья многодетнаяможет создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованны, пущены на самотек. Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.
-
Признаки неблагополучия в семье
Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют
-
Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
-
Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
-
Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
-
Признаки неблагополучия в семье
Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
-
Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
-
Что же нужно знать о неблагополучной семье?
Материально – бытовые условия; Эмоционально-нравственный климат; Режим дня ребенка в семье; Методы и приемы воздействия взрослых на детей; Семейный досуг; Уровень педагогической культуры родителей.
-
Направления и форы работы с неблагополучной семьей.
Диагностика семейного неблагополучия: Наблюдение специалистов и педагогов; Анкетирование детей и родителей; Опросники; Тесты; Мини-консилиумы; Тренинги; Анализ документов; Анализ продуктов детского творчества; Анализ состояния здоровья детей; Анализ развития и успеваемости.
-
Индивидуальная помощь неблагополучной семье:
Советы по преодолению сложных жизненных ситуаций; Консультации; Индивидуальные беседы;
-
Жизнеобеспечение: занятость родителей, социальный статус; образовательный статус; материальный статус. Физическое здоровье: Диагностика; хронические болезни; профилактика; гигиена. Духовное и моральное здоровье: вредные привычки; рецидивы; психологическое благополучие. Организация быта: тип жилья; санитарно-гигиенические условия; условия жизни ребенка в семье. Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе
-
Внутренние и внешние коммуникации семьи: открытость семьи; тип семьи; характер детско-родительских взаимоотношений; отношения между супругами. Воспитание детей: стиль воспитания в семье; психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь. Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе:
-
Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей. 1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей); 2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; 3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни; 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов; 5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций; 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи; 7-й этап: составление карты семьи. 8-й этап: составление плана работы с неблагополучной семьей; 9-й этап: текущие и контрольные посещения семьи; 10-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
-
Чтобы помочь ребенку, который живет в неблагополучных семейных условиях, педагог должен окружить его вниманием и заботой, вовлечь в интересную деятельность, упражнять в формировании нравственных качеств, педагог должен сопереживать ребенку , это часто отсутствует в неблагополучных семьях . «Дети, что цветы: уход любят»
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.