Содержание
-
Психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром детей с задержкой психического развития
Выполнила учитель-дефектолог Подлесных К. Е. Москва, 2017
-
Программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» включает следующие разделы и темы:
I. Ознакомление с природой (сезонные изменения в природе. Растения. Животные.) II. Ознакомление с жизнью и трудом людей (Труд людей из ближайшего окружения. Ознакомление с отдельными объектами ближайшего окружения. Знание о себе и своей семье, о предметах быта и труде людей.) III. Сенсорное развитие, развитие пространственного восприятия. (Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины. Развитие пространственного восприятия.) IV. Умственное развитие. V. Речевое развитие. VI. Обучение игре (Дидактические игра. Сюжетно-ролевые игры)
-
В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети овладевают следующими умениями и навыками:
Проводить наблюдение за изучаемым объектом с помощью взрослого; Осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета; Проводить сравнение двух предметов по цвету, форме, размеру, по назначению; Распределять предметы (их изображений) на группы на основании родового признака; Назвать группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами; Устанавливать простейшие причинно-следственные связи, наблюдаемых природных и общественных явлений с помощью педагога.
-
Взаимосвязь между различными видами деятельности:
Наблюдение за изучаемымипредметами и явлениями Предметно-практическаядеятельность детей Умственная и речеваядеятельность Игровая деятельность
-
Существенную роль в усвоении программного материала принадлежит обучению приемам наблюдений за погодой, растениями, животными.
-
Спецификой в организации занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи является обязательное наличие практической деятельности при изучении любой темы программы.
-
Важную роль в формировании у детей умений имеют дидактические игры, выступающие как средство обучения
«Назови цвет предмета»; «Зоологическое лото»; «Четвертый лишний»; «Парные картинки»; «Составим букет»
-
Система работы по ознакомлению детей с окружающим миром способствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно и связно рассказывать о собственном опыте.
-
Работа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий осуществляется воспитателем: На прогулках ведутся наблюдения за погодой, изменениями в жизни растений и животных, за трудом взрослых людей (от 5 до 10 минут) Организуются дидактические и подвижные игры, например, «Найди дерево по описанию», «Садовник», «С чьей ветки детки» и т.д.
-
Коррекционные задачи занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
Восполнение пробелов предшествующего развития; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, о расположении предметов в пространстве; Накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка; Повышение уровня сенсорного и умственного развития; Обогащение и систематизация словаря; Развитие устной диалогической и монологической речи.
-
Методика изучения ознакомления с природой
Проводятся: Экскурсии; Прогулки; Фронтальные беседы; Коллективное и индивидуальное составление рассказов; Самостоятельные наблюдения и составление по ним рассказов; Долгосрочные наблюдения; Дидактические игры; Организация практической деятельности.
-
Ознакомление с жизнью и трудом людей
Критерии отбора общественных объектов и явлений для ознакомления с ними детьми: Интерес детей к изучаемым объектам; Доступность для понимания; Возможность непосредственного наблюдения; Воспитательная ценность. Задачи: Вызвать интерес к обсуждаемым вопросам; Учить высказывать свое отношение, давать оценку; Учить устанавливать контакты.
-
Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.
Упражнения: 1) Упражнения, в нахождении предметов определенного цвета, формы, величины по наглядному образцу или словесному указанию; 2) Упражнения в самостоятельном определении цвета, формы, величины, расположения предметов на плоскости и словесном обозначении их; 3) Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов и их изображений по цвету, форме и величине
-
Умственное развитие
Приемы развития самостоятельного обобщения: Сравнение предметов, относящихся к контрастным категориям; Организация практических действий каждого ребенка по объедению предметов в группы (практическая группировка); Практическая группировка в сочетании со словесным обозначением выделенных групп (словесная классификация).
-
Используемая литература
1. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - М.:Школьная пресса, 2005. -80 с. + Цв. Вкладка / Серия: В помощь специалисту («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала»; Вып. 38).
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.