Содержание
-
Психолого-педагогическое сопровождение самоорганизации обучающихся МБДОУ № 123 г.Пензы «Семицветик»
Выполнила: Кляйн В.В. Группа: 16ЗНПСм1
-
Образовательная деятельность в детском саду осуществляется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования (нормативный срок освоения 6 лет). Предметом деятельности Учреждения является обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, сохранение единства образовательного пространства.
-
Всего функционирует 12 групп:
3 группы раннего возраста; 8 групп – общеобразовательные; 1 логопедическая группа
-
Цель и задачи:
Цель дошкольного образовательного учреждения – создать условия для полноценного гармоничного развития личности дошкольника. Задачи: воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе, своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни, потребности к разнообразной двигательной деятельности и активности.
-
В детском саду регулярно проводятся непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные досуги, подвижные игры. Для достижения поставленных целей и задач по организации физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду созданы все необходимые условия. В каждой группе оборудованы физкультурные уголки для индивидуальных и самостоятельных занятий. Лечебно–профилактическая работа в МБДОУ: • Контрастное обливание ног, воздушные и солнечные ванны; • Общеукрепляющая терапия, прием витаминов, второй завтрак – соки, фрукты.
-
Функционируют:
Методический кабинет Кабинет учителей-логопедов Кабинет педагога-психолога Медицинский и процедурный кабинет Музыкальный зал
-
Функция мониторинга:
Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в: Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса. Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе. Осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса. Прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.
-
Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования. Задачи мониторинга: непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения; осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении; повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг; вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования конкретного дошкольного образовательного учреждения.
-
Функция формирования:
У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
-
У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
-
Функция развития:
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов взаимодействие участников педагогического процесса; предметно-развивающая среда; содержание дошкольного образования.
-
Компоненты развивающей образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, содержание образовательной программы вносит специфику в организацию предметной среды, определяет направление педагогического поиска и самосовершенствование педагогов. С учётом специфики развития ребёнка дошкольного возраста большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса. Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.
-
Функция сопровождения:
Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям. Основные направления работы: 1. Психопрофилактика 2. Психодиагностика 3. Консультирование 4. Коррекционно-развивающая работа 5. Просветительская работа 6. Методическая работа
-
Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность).
-
Функция социальной защиты:
Роли социального педагога в ДОУ В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли: — роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;— роль защитника интересов и законных прав ребенка;— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства. Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
-
Функции социального педагога в ДОУ
Социальный педагог: — осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка; — изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
-
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
Работа по защите прав ребенка. Работа по социальному развитию личности ребенка. Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации. Работа по активизации воспитательного потенциала семьи. Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям. Работа с родителями социально опасных семей. Работа с социально незащищенными семьями. Работа с ближайшим окружением. Работа с социальными институтами.
-
-
Рефлексивная функция:
Согласно гуманитарно-культурологической ориентации в толковании рефлексии, она трактуется как «переосмысление и перестройка субъектом содержания своего опыта, которые отражают проблемно-конфликтные ситуации и порождают действенное отношение его как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, ее кооперантам, социокультурному и вещноэкологическому окружению». Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами. Эффективность реализации рассматриваемой функции тесно связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.
-
Педагогическая рефлексия – это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.
-
Функция идентификации:
Идентификация (лат. identificāre — отождествлять) — частично осозноваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, объединенности с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы.
-
Для социального педагога современного детского сада одной из приоритетных задач работы является организация эффективного социально-педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса: детей, их родителей и воспитателей детского сада. При этом особенно важным является обучение воспитателей разных возрастных групп детского сада использованию социальных технологий, повышающих эффективность подобного взаимодействия с родителями воспитанников. Особенно это сложно при работе в разновозрастных группах детского сада.
-
Функция смыслообразования и саморазвития :
Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение); Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
-
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
-
Личностные УУД:
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.); Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение); Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
-
Регулятивные УУД:
Целеполагание – умение сохранять заданную цель; Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности; Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу; Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
-
Познавательные УУД:
Ориентировка в пространстве и времени; Умение применять правила и пользоваться инструкциями; Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого; Умение работать по заданному алгоритму; Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности. Информационные Умение работать по книге; Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге; Умение работать по иллюстрациям. Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком). Логические Классификация Анализ Синтез Сравнение Обобщение Сериация Сернация Исключение лишнего Подбор подходящего Установление причинно-следственных связей и др. Использование знаково-символических средств Моделирование
-
Коммуникативные УУД:
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; Умение вести монолог, отвечать на вопросы; Владение невербальными средствами общения;
-
Функция самоорганизации:
Детский сад нужен для формирования навыков самоорганизации ребенка, которые потом пригодятся ему в школе, да и вообще в жизни. Именно детский сад позволяет эти навыки сформировать. Режим. Ни один родитель не сможет организовать ребенку постоянный режим жизни. А что такое режим для ребенка - это залог его здоровья, формирование тех стереотипов, которые позволяют организму полноценно работать.
-
Основной метод самоорганизации детского коллектива – предъявление коллективных единых требований детям. Эти требования «способствуют вовлечению детей в обязательную общественно необходимую деятельность, систему отношений, накоплению опыта сознательной общественной дисциплины и культуры поведения. Система единых требований, адаптированная к особенностям конкретного ДОУ, охватывает организацию учения, труда, творчества, досуга, поведения. Коллективное соревнование как метод самоорганизации отвечает особенностям детской природы, активизирует и стимулирует общественно полезную деятельность дошкольников путем сравнения и оценки ее результатов. Дошкольники соревнуются в отдельных видах учебной работы, общественно полезном труде, быту, физкультуре и спорте, технической, научной, художественной самодеятельности.
-
МБДОУ № 123 г.Пензы «Семицветик»
Адрес: г.Пенза, ул.Суворова д.137 Заведующий: Е.Е.Потанина Зам.заведующего по ВР: Е.М.Мезенкова Тел: 68-58-86
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.