Содержание
-
«Работа с семьями, дети которых находятся в трудной жизненной ситуации»
«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха — поймут все без труда. Слова порой запутаны, пример же — никогда. Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ. И если все мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть можно верить и умным словесам. Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет. Зато пойму как ты живешь: по правде или нет» Вечная детская мудрость
-
Во все времена существовали семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
-
Существуют различные ситуации, объективно нарушающие жизнедеятельность людей по причинам
инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, отсутствия определенного места жительства и т.д.,
-
Различают 3 стадии трудной жизненной ситуации(семейного неблагополучия)
РАННЯЯ — не зафиксировано нарушение прав ребенка. СВОЕВРЕМЕННАЯ — зафиксировано нарушение правребенка, не повлекшее за собой угрозу жизни или здоровью. ПОЗДНЯЯ — зафиксировано нарушение прав ребенка,повлекшее за собой угрозу жизни или здоровью.
-
Методы работы с семьей на I этапе:
патронажное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей; знакомство с семьями; метод совместного планирования; работы с семьей; экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; консультации специалистов; сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов
-
Методы работы с семьей на II этапе:
патронатные посещения; экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; консультации специалистов; сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов; подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины; вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.
-
Методы работы с семьей на III этапе:
экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; консультации специалистов; сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов; патронатные посещения; подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины; вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.
-
Описание методов работы с семьей:
Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.
-
Патронатные посещения. Особенность метода - максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье. Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.
-
Метод совместного планирования работы с семьей - это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники - подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их.
-
На первых этапах ставятся цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). На последующих этапах – цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны соседей, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни.
-
Способы отслеживания результата:
Анкетирование членов семьи; Опрос соседей, специалистов школы, администрации; Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..); Диагностика детско - родительских отношений; Беседы.
-
Создание благоприятной семейной атмосферы
» Помните: ☺- От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. ☺ - Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо индивидуальная. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. ☺- Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы. ☺- Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?» ☺- Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. ☺- Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни. ☺- Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
-
Как наладить верное общение с ребёнком(советы родителям) ☼ - Всегда говорите детям правду, даже когда это Вам не выгодно. ☼ - Не добивайтесь успеха силой. ☼ - Будьте всегда доброжелательны. ☼ - Будьте великодушны – умейте прощать. ☼ - Не забывайте хвалить детей. ☼ - Замечайте и отмечайте малейшие успехи Ваших детей. ☼ - Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка. ☼ - Найдите ключ к вашему ребёнку. ☼ - Не с букваря начинайте общение, а с радости. ☼ - Когда говорите с ребёнком, смотрите ему в глаза. ☼ - Не убивайте в детях сказку. ☼ - Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. ☼ - Лучшее воспитание – приглашение ребёнка к размышлению. ☼ - Только приблизив к себе ребёнка, можно влиять на развитие духовного мира. ☼ - Дети не должны уходить от Вас побеждёнными. ☼ - Признавайте права детей на их ошибки. ☼ - До тех пор, пока есть вера в добро, в человека, есть воспитание. ☼ - Ребёнок относится к себе так, как к нему относятся взрослые. ☼ - Не говорите о детях, что они «малоспособны», говорите – «способности ещё не раскрыты». ☼ - Нельзя говорить детям только про их недостатки.
-
- Получение информации о ребенке. - Знакомство с ребенком. - Информация из ОПДН РУВД. - Ознакомление с семьей. - Посещение на дому. - Выработка совместных действий с инспектором ОПДН РУВД. - Постановка социо-педагогического диагноза. - Ходатайство о постановке на учет в ОПДН РУВД. - Обмен информацией с инспектором ОПДН РУВД. - Работа с родителями. - Направление учащегося в кружок по интересам. Примерная циклограмма работы социального педагога
-
- Составление совместного плана работ. - Направление к педагогу-психологу. - Обсуждение проблем режима учебы ребенка с врачом. - Обсуждение проблем ребенка с педагогическим коллективом. - Беседа с родителями. - Рассмотрение вопроса о помощи других организаций. - Контроль посещения кружка по интересам. - Получение информации инспектора ОПДН РУВД. - Беседа с родителями. - Направление информации о семье в Отдел опеки и попечительства Муниципальных Советов. - Психолого-педагогический консилиум по итогам проведенной работы. -Постановка целей и задач на будущий учебный год.
-
Спасибо за внимание!
Удачи в работе!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.