Содержание
-
Ранний детский аутизм
Н.И. Нестеренко, г. Красноярск
-
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ РДА
60% - по программе массовой школы 30%- по программе специальной школы 10 %- адаптируются в условиях семьи
-
Определение РДА
Искажённое психическое развитие, обусловленное биологической дефицитарностью ЦНС ребёнка. (Психологический словарь) МКБ-10: аутизм – своеобразное нарушение психологического развития, которое проявляется в первые 30 месяцев. (2,5 г.)
-
Признаки РДА
Нарушение контакта со взрослыми и детьми. Не переносит межличностных контактов. Замкнут. Сторонится коллектива сверстников. Отсутствие живой выразительной мимики. Избегает телесных контактов.
-
Общие признаки аутизма
1.Нецеленаправленная двигательная активность: прыжки, бег на цыпочках. 2.Отсутствие зрительного контакта. 3.Отсутствие живого интереса к окружающему миру. 4.Стереотипность в поведении. 5.Агрессия, самоагрессия. 6.Задержка речевого и интеллектуального развития.
-
Признаки аутизма. Речь
Нарушение модуляции голоса. Тембр голоса высокий, с нарастанием высоты к концу фразы Стремление к повторению малопонятных слов. Речь о себе в третьем лице. Речь не для общения, а для себя (манипулирование словами). Штампованные фразы
-
Признаки аутизма
С трудом переносят изменение привычной обстановки. Часто испытывают страхи при встрече с незнакомыми предметами.
-
Сквозь призму родительской любви
Ловкость и сообразительность Внезапно произносимая сложная фраза Незаурядные познания в отдельных областях Чувствительность к музыке, стихам Серьезное, умное выражение лица
-
Теоретико – методологическая база курса
Лео Каннер, 1943 г. «Аутистические нарушения аффективного контакта» Синдром экстремального одиночества
-
Зарубежные авторы: Ганс Аспергер
Синдром Аспергера — одно из пяти общих (первазивных) нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От аутизма он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью. Аутическая психопатия Ганс Аспергер
-
Синдром Аспергера. МКБ- международная классификация болезней
Ребёнок с синдромом Аспергера. Специальный интерес — структура молекул МКБ-10 F84.5 МКБ-9 299.80 OMIM 608638 DiseasesDB 31268 MedlinePlus 001549 eMedicine ped/147 MeSH F03.550.325.100 Термин «Синдром Аспергера» был предложен ан-глийским психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) в публикации 1981 г. Современная концепция синдрома появилась в 1981 г. В начале 1990-х были выработаны диагнос-тические стандарты.
-
Россия. К.С. Лебединская О.С. Никольская
Лебединская Клара Самойловна (19 декабря 1925 — 9 апреля 1993) Никольская Ольга Сергеевна
-
Синдром РДА в России -50 лет
С.С.Мнухин «О нервно- и психопатических изменениях личности на почве тяжелого элементарного истощения у детей»
-
Термин « аутизм», 1912г.
Аутизм –своеобразное нарушение психологического развития, которое проявляется в первые 30 месяцев жизни. 1911 г. Швейцарский психиатр Эйген Блёйлер (1857-1939)
-
Причины возникновения
Синдром ломкой или фрагильной Х –хромосомы. Своеобразные изменения Х-хромосомы: перетяжка на одном из её участков Рекомендации:цитогенетическое исследование. FISH (флюоресцентной in situ гибридизации) и СGH
-
Цитогенетическое исследование
Высокая частота генетической предрасположенности к заболеваниям в семьях детей с аутизмом. Обнаружена высокая частота хромосомных вариантов у матерей детей с аутизмом, составляющая 64,6%. Расстройства аутистического спектра с помощью современных цитогенетических и молекулярно-цитогенетических методов (FISH, CGH и др.) позволяет выявлять аномалии генома, в том числе и субмикроскопические, служащие причиной развития аутизма.
-
РДА- клиническая модель искаженного варианта нарушения психического развития
Нет интереса ни к детям, ни к взрослым. Сторонится других детей. Подолгу может находиться один.
-
Аутизм. Особенности проявле-ния в раннем возрасте
Безучастность мла- денца к окружению. Отсутствие комплекса оживления. Чувство дискомфорта на руках матери. Не протягивает ручек взрослому. Смотрит на подбородок, но не в глаза.
-
Развитие общения в раннем возрасте.Норма.
3-4 н. предпосылки коммуникативного поведения 1-3.Улыбка, смех 3м –комплекс оживления. От 2 до 5 м.: привязанность к одному лицу 6-7м. лепет коммуникативного характера
-
Мать и дитя: нарушение контакта
Мать не эмоциональна, больше руковод-ствуется разумом. Трудности физи-ческого контакта: ДЦП. Нарушение зрения и слуха у детей.
-
Речь детей с аутизмом
Нарушение модуляции голоса. Тембр высокий, с нарастанием высоты к концу фразы. Набор штампованных фраз. Речь о себе в третьем лице. Речь не для общения, а для себя: удовольствие от манипулирования словами, звуками. Речь отсутствует полностью. Мутизм. Эхолалии.
-
Причины возникновения аутизма
Раннее повреждение головного мозга Наследственные особенности психики Эмоциональная депривация Формы умственной отсталости ДЦП Изменения Х-хромосомы -перетяжка
-
Рекомендации при обследовании
При подозрении на аутизм, который предполагает изменение Х- хромосомы (перетяжка) Рекомендовать цитогенетическое исследование как способ определения точного диагноза или его исключения.
-
Симпомы РДА: 2-3г. – 5-6л.
Интерес к механическим предметам Тяжелые нарушения процесса приема пищи Стереотипность в поведении Трудны необязательные игровые контакты со сверстниками Слабость энергетического потенциала, сверх-ценные интересы, фантазии, расторможенность влечений Избегание контактов с внешним миром Избирательность в контактах: общение только с одним человеком
-
Ряд групп РДА
1. Аутические психопатии( В.В. Ковалев) 2. Органические аутические психопатии. 3. Аутический синдром при олигофрении. Аутизм детей с эпимитическими припадками. Аутические реакции на патологическое развитие личности по аутическому типу (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, 1973)
-
Особенности психического развития при аутизме как пути коррекции
-
Последствия биологической недостаточности
Первый фактор. Снижение жизненного тонуса, трудности в организации актив-ных отношений с миром. Проявления: общая вялость, никого не беспокоит, не требует внимания. Отбор, переработка информации трудна. Пассивно впечатывает в себя информа-цию.
-
Снижение порога дискомфорта в контактах с миром
Второй фактор. Болезненная реакция на обычные звук, цвет, свет. Повышенная чувствительность, ранимость при контакте с другими. Пресыщение даже приятными контактами со средой.
-
Стереотипия
Взмахи рук, верчение их перед глазами, бег по кругу или от стены к стене, прыжки, кружение, раскачивание, карабканье по мебели. Неутомимо трясёт веревочкой, рвет бумагу, вертит колеса машинки Надавливание на ухо или глаз, обнюхивание, облизывание предметов Игра с бликами, тенями. Речевые стереотипии
-
Аутостимуляции: повторяет, воспроизводит
Ранний интерес к цвету: выкладывание орнаментов Конструирование Уже до года - страстное увлечение музыкой - абсолютный музыкальный слух Пристрастие к словам, фразам, чтению наизусть «километрами» Проигрывание шахматных задач
-
Активный негативизм как поведенческая проблема
Негативизм – психологически не мотивированное противодействие, стремление все делать наоборот. Органическое поражение ЦНС Реакция на собственную коммуникативную несостоя- тельность Генерализированная агрессия- против всего мира
-
Коррекция негативизма
Исключить давление, угрозы, гнев. Гибкая тактика управления Дозированная эмоциональная подзарядка Знать избирательные интересы ребенка Метод приманки
-
Классификация детского аутизма по Л.Винг
1. Одинокие, не вовлекающиеся в общение 2. Пассивные 3. Активно – нелепые
-
Классификация по патологи-ческим формам компенсатор-ной защиты
1.Полная отрешенность от происходящего 2. Активное отвержение 3.Захваченность аутистическими интересами 4.Трудность организации общения и взаимодействия
-
1 группа детей с РДА
Отсутствие речи. Мутизм. Полевое поведение - бесцельное перемещение по комнате. Невозможность организовать ребенка, поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов. Компенсаторная защита от мира – никаких точек соприкосновения. Избегание шума, света, прикосновения.
-
2 группа детей с аутизмом
Особая избирательность в еде. Не может ждать, планировать. Отягощены страхами Моторные и речевые стереотипии Генерализованная агрессия Тяжелая самоагрессия Проявления неудержимых влечений
-
2 группа аутизма
В речи однотипные штампы- команды. Чрезмерная привязанность к матери. Стереотипные действия: шуршание бумагой, вращение предмет перед глазами. Стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием. Ритуализация повседневной жизни.
-
3-я группа детей с аутизмом
Экстремальная конфликтность. Сверхзахваченность своими стойкими интересами Интересы и фантазии связаны со страш-ыми, неприятными, асоциальными явлениями Говорит быстро, захлебываясь, экзальтирован. Поглощенность одним и тем же заняти-ем. Потребность переживания травмирующих впечатлений.
-
4-я группа детей с аутизмом. Наиболее благоприятная.
Повышенная ранимость, тормози- мость. Физически хрупкие, легко утомля-ющиеся дети. Речь замедленна. Способности к музыке, конструированию, педантизм. Трудности в усвоении двигатель-ных навыков.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.