Содержание
-
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ермилова Наталья Владимировна МБДОУ «Детский сад №21» воспитатель
-
2 ЦЕЛЬ: развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. ЗАДАЧИ: расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими; формировать позитивное отношение к себе и к сверстникам; способствовать формированию умения сотрудничать, умения находить общие решения в конфликтных ситуациях.
-
3 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Общительность , умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека , его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращаются кто-либо. Они не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
-
4 НОВИЗНА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» должно быть направлено на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и включение в систему социальных отношений. Новизна данного педагогического опыта заключается в том, что он организовывался за счет: моделирования коммуникативных ситуаций, обеспечивающих индивидуальные достижения при взаимодействии субъектов образовательного процесса; педагогической поддержки образовательного процесса на основе совершенствования ценностно-смысловых установок и педагогов, и родителей, и детей.
-
5 СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА Теоретический этап. Изучив методическую литературу по данной теме для организации своей работы, я выделила некоторые основные источники: *Д.Н.Дубинина, Ю.А. Судаплатова (2013) за основу своей работы берут народную сказку; * Н.К.Ледовских (2003), Н.А.Богданова (2010) как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность; * Г.А.Саитова (2012), Н.Н.Кулиш (2011), С.С.Мальцева (2012), С.А.Мурзина (2011) видят игру как средство формирования коммуникативной компетентности; * Л.Дубинина «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; * К. Фопель «Как научить детей сотрудничать (2008). * Труды М.И.Лисиной, А.Г.Рузской, Е.О.Смирновой.
-
6 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП сентябрь Оценка уровня развития коммуникативной компетентности по методике «Какой Я?», позволяющей проанализировать качества, которые дети выделяют, как наиболее важные для себя, и отношение к ним детей, что отражается в осуществлении ими коммуникативной деятельности. Анализ результатов исследования показал, что рейтинг значимых качеств для детей старшей группы ДОУ следующий: в ответах преобладают ситуативные и личностные высказывания, основанные не на анализе своей деятельности, поведения и отношений, а на высказывании взрослых. Количественная обработка результатов методики позволила определить уровни развития детей: 3 уровень (высокий )- 20 % детей 2 уровень (средний) – 37% детей 1 уровень (низкий) – 43% детей. Вывод: необходима специальная работа по развитию внеситуативно-личностной формы общения со сверстниками через игру.
-
7 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП сентябрь Анкета для родителей и воспитателей Данная анкета представляет собой опросник , предназначенный для оценивания коммуникативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста. На опросник по каждому ребенку отвечают отдельно родитель и воспитатель, и коммуникативные качества личности совпадающие в ответах показывают наличие у детей всех этих качеств в той или иной степени. Анализ оценивания показал: «Беспомощность» – 43% совпадений «Самостоятельность» – 27% совпадений «Эмпатия» - 14% совпадений « Взаимоотношения с другими людьми» – 16% совпадений Вывод: необходима специальная работа по развитию внеситуативно-личностной формы общения со сверстниками через игру.
-
8 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП октябрь * Создание банка методических разработок по теме * Создание картотеки игр по развитию коммуникативных навыков и социальной активности детей старшего дошкольного возраста
-
9 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП Ноябрь * Игровое упражнение «Умей извиняться» (упражнение направленное на создание положительных эмоций друг к другу, развитие эмпатии) * ОД «В стране добра» С.К.р. (формирование навыков взаимодействия) Декабрь * Игра «Волшебный стул (игра направленная на достижение положительного самоощущения, умения выражать позитивные эмоции) * Проект «Что в имени моем!»
-
10 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП Январь * Игра «Лабиринт» (направленная на формирование атмосферы сотрудничества) *Игра «Гномики» (направленная на способность к сопереживанию) Февраль * Игра «Кораблик» (направленная на способствование доверительного отношения со взрослыми, повышение самооценки ребенка) *ОД «Общая история» П.р. (формирование ценностного отношению к миру на земле»
-
11 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП Март * Игра « Печем пирог» (Направленная на снятие напряжения , обучение бережному отношению к другому человеку, развитие воображения) * Досуг в игровой форме « Солнце в ладошке» ( формирование умения детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива) Апрель * Игра «Липучка» (способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы) * Ролевые игры 1. «Представь себе, что ты оказался на необитаемом острове. Что ты будешь делать? Кого ты позовёшь на помощь?». Все дети по очереди представляют себя Робинзоном. 2. «Представь, что ты очень высокий человек. Покажи, насколько высокий? Как ты думаешь, что у тебя будет получаться, а что нет?». Дети придумывают ответ и отвечают по очереди, представляя некоторые ответы.
-
12 В течение года осуществляла просветительную работу в разных формах: это и консультации, и тренинги, круглый стол, фотовыставки, памятки, конкурсы для родителей, памятки, индивидуальные беседы, выпуск газеты, семинар, дни открытых дверей, папки-передвижки. Так, например, провела “Тренинг комфортного общения” для родителей старшей группы. Целью нашей встречи стало развитие положительных детско-родительских взаимоотношений, родители попробовали посмотреть на мир глазами ребёнка, найти с ним общий язык и избежать конфликтов. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП Сотрудничество с родителями
-
13 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП май Сравнительный анализ помогает проследить положительную динамику развития коммуникативных способностей у детей данной группы.
-
14 РЕЗУЛЬТАТЫ Исследования показали, что благодаря такой целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.
-
15 ФОРМЫ ТРАНСЛЯЦИИ Информационный стенд для родителей 2. Выступление на педагогическом совете «Обобщение педагогического опыта» Публикация статьи в рамках участия в региональной научно-практической конференции «Актуальные технологии ДО в свете ФГОС ДО» НГПУ имени КозьмыМинина Публикация «Обобщение педагогического опыта» в социальной сети работников образования ns.portal.ru
-
16 Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
-
17 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ГалигузоваЛ.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 1996г 3. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений Изд. Книголюб, 2006г Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении Изд. Питер, 2008г 5. Поздеева С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей Детский сад. – 2013г
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.