Содержание
-
«Системно - деятельностный подход как способ образовательной деятельности детей»
Миронцева Л.Н. воспитатель д/с«Золотой петушок» с.Доброе, Липецкая область
-
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь. (Китайская мудрость) Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу) Немного из истории… Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи) Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
-
Современные требования
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
-
Основные понятия
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели (Словарь - справочник воспитателя/ Авт.-сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, 2008). Деятельностный подход - субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Системно - деятельностный подход- это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.
-
Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода
Создание проблемной ситуации Мотивирование к деятельности Проектирование решений проблемной ситуации Выполнение действий (заданий) Анализ результатов Целевая установка деятельности Подведение итогов «Найду сам способ»
-
Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода
-
1. Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив). 2. Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов. 3. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет). 4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед). 5. Играйте с детьми каждый день. 6. Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в …». 7. Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»). Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников
-
Методологические подходы к организации занятий с детьми:
- Ребенок занимает активную позицию на занятии: он – то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий; - во время образовательной деятельности главенствует дух открытия; - Обязательны смена мизансцен и движение; - Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде; - Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа; - Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю; - Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия; - В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения; - Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
-
•диалога, •проекта, •игровые мотивирования, •целеполагания, •создание ситуации выбора, •рефлексивные педагогической поддержки, •создания ситуации успеха, •обеспечение самореализации детей Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:
-
Формы самореализации дошкольников
Выставки (тематические и авторские); Персональные выставки детских работ; Презентации; Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности); Коллекции.
-
Золотыеправила деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ребенка от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй активность ребенка.
-
Литература 1) Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 20013 - №4. - С18-22. 2) Кудрявцева, Н. Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011.-№4.-С. 13-27. 3) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000. 4) ФГОС ДО - ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155.5) Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.
-
Спасибо за внимание!
Творческих вам успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.