Содержание
-
МБОУ «Начальная школа – детский сад №15» Семинар – практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования» Воспитатель: Юмашева Л.К. г. Нефтеюганск 2015г.
-
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
-
Деятельностный подход - это: Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
-
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:
создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
-
Дидактические принципы деятельностного метода:
Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
-
Технология «Ситуация» (Л.Г. Петерсон)
Структура НОД: 1. Введение в ситуацию. 2. Актуализация. 3. Затруднение в ситуации. 4. Открытие нового знания (способа действия). 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний. 6.Осмысление (итог).
-
1. Введение в ситуацию
Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).
-
2. Актуализация
Организация предметной деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.
-
3. Затруднение в ситуации
Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.
-
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.
-
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний
Воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.
-
6. Осмысление (итог)
Фиксация в речи нового знания, анализ собственной и коллективной деятельности, осмысление ребенком его достижений и проблем. Формирование у детей на доступном для них уровне начального опыта выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности.
-
Реализация технологии «Ситуации»
Обеспечивает построение развивающего образовательного пространства в соответствии с целевыми ориентирами. Способствует формированию положительной мотивации к деятельности, с акцентом на познавательную. Создает благоприятные условия для развития познавательной сферы личности , через формирование умений обсуждать, действовать, исследовать, переделывать, вычленять причины, осмысливать полученную информацию и практически применять в жизни; готовности к саморазвитию и успешной самореализации. Содействует социализации воспитанников посредством организации коммуникативной деятельности. Позволяет целенаправленно, в системе формировать у дошкольников, предпосылки учебной деятельности. 6.Содействует развитию возможных достижений воспитанника исходя из полного раскрытия и реализации его неповторимого специфического возрастного потенциала.
-
«Золотые правила»деятельностного подхода
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса Веди ребенка от собственного опыта к общественному Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй активность ребенка
-
Плохой учитель преподносит истину,хороший учит ее находить.Адольф Дистервег
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.