Содержание
-
«СКАЗКОТЕРАПИЯ в работе с детьми дошкольного возраста»МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
МБДОУ детский сад № 8 «Огонёк» общеразвивающего вида
-
Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра- пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».
-
Этот литературный жанр расширяет кругозор ребёнка, формирует воображение, заставляет мыслить, оценивать, даёт определенные жизненные навыки. Эта особенность сказки как жанра устного народного творчества породила новое течение в психотерапии – сказкотерапия.
-
При помощи различных сказок можно с лёгкостью воздействовать на ребёнка, помогая ему избавиться от многочисленных негативных эмоциональных проявлений. Сказкотерапия для дошкольников может применяться при наличии следующих психологических проблемах: боязнь высоты, темноты, врачей и др. ; гиперактивность или чрезмерная застенчивость; тяжелая адаптация ребёнка в новых условиях; агрессивность, неадекватное поведение; конфликтные ситуации в семье. Кроме этого, они позволяют педагогудетского сада правильно планировать работу и выделитьпроблемные группы, определив направления коррекции.
-
Актуальность использования
У большинства детей наблюдается низкий уровень самооценки, у детей отмечается высокий уровень тревожности, высокий уровень агрессивности. В связи с этим в моей группе возникла потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем детей. И в этом нам помогает сказкотерапия. Кроме этого, сказка служит целям обучения и воспитания, так как: обучение посредством сказки не несет в себе нравоучений; присутствует образность и метафоричность языка; психологическая защищённость(хороший конец); имеется наличие тайны и волшебства.
-
ЦЕЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ:
Воспитание ценностных ориентаций, формирование психологического здоровья дошкольников посредство сказки. ЗАДАЧИ: Образовательные: 1.Создать условия для развития и активизации в детях творческого начала; 2.Снизить уровень тревожности и агрессивности; 3.Формировать навыки конструктивного выражения своих чувств, эмоций Развивающие: 1.Развивать речевые и познавательные процессы; 2.Развивать способности детей к естественной коммуникации; 3.Развивать у детей умение преодолевать трудности и страхи. 4.Развивать и поддерживать творческие способности детей; Воспитательные: 1.Воспитывать интерес к сказкам; 2.Воспитывать умения совместно работать над сказкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
-
Этапы работы со сказкой:
1. Ритуал «вхождения в сказку». 2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки. 4.В конце занятия –ритуал «выхода из сказки».
-
1 этап работыРитуал вхождения в сказку
Использую: Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки. Игру «Волшебный клубочек», Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!», Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром» В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте! Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.
-
2 этап работы Чтение сказки
Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы. 2-ой вариант: в процессе чтения останавливаюсь на важных фрагментах и задаю вопросы по анализу сказки: Почему боялся мышонок? Помог ли ему справиться со страхом зайчик? Почему не помог? Как справились со страхом звери?
-
3 этап работыОбсуждение сказки
Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.
-
4-ий этап работы Ритуал выхода из сказки
1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки. Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет». Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг! Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».
-
Виды сказок:
По задаче: Дидактические(в форме учебного задания также учебные задания и инструкции. Медитативные(для снятия психоэмоционального напряжения). Похожи на путешествие. Психотерапевтические(для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника Психокоррекционные(для мягкого влияния на поведение ребенка) Художественные(знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества) Диагностические (герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)
-
-
-
Формы работы в сказкотерапии:
Рассказывание сказок Сочинение сказок Постановка (разыгрывание) сказки Сказочное рисование Медитации на сказку
-
Условия пространства и времени
1 раз в неделю. В младшей и средней группах - 15-20 минут В старшей и подготовительной до 25-30 минут. Наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание
-
Что удалось?
В связи с тем, что дети у меня еще средней группы, говорить что удалось в моей работе, я считаю, еще рано, ведь работа только началась. Но можно сказать, что те задачи, которые поставлены, выполняются и работа по их реализации будет продолжена. Подводя итоги работы этого года работы, следует отметить эффективность применения методов сказкотерапии в психологической помощи детям. Дети стали более активными и внимательными. Они учатся переживать, радоваться, сочувствовать, грустить. Работа по сказкотерапии активизировала и познавательно-речевые, и художественно-творческие способности детей. Мне кажется, что удалось раскрепостить детей, понизить уровень тревожности, но не на 100% (это ещё работа будущего). Дети стали более активными, стали меньше бояться взрослых, чужих. Стали менее застенчивыми, неуверенными. Новые дети (которые присоединились к нам в начале учебного года) адаптировались к детскому саду, к новым детям, к новым условиям жизни в ДОУ, стали более активными в совместной деятельности с детьми и педагогами.
-
Счастливого сказочного путешествия!
-
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.