Содержание
-
«Социально – нравственное воспитание дошкольников»
Выполнила: Зозуля А.М.
-
«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» А.С. Макаренко «Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А. Сухомлинский
-
Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
-
Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях. Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая. Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы подобное никогда не произошло с ним.
-
Содержание.
Содержание социально-нравственного воспитания включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой): предварительного, базового, художественно-ознакомительного, эмоционально-действенного. Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С.А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р.С. Буре и др.).
-
За период дошкольного детства у детей формируются: а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию, рождающие чувство гордости, начала патриотизма; б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей; в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние; г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.
-
Задачи социально-нравственного воспитания:
Формирование нравственного сознания; формирование социальных эмоций, нравственных чувств к разным сторонам социального окружения; формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках; воспитание полезных навыков и привычек поведения; формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника.
-
Методы и приемы.
Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания. Например, классификация В.И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания: Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование). Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью). Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).
-
Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает: Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций). Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку). Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).
-
Средства социально-нравственного воспитания:
Ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми; Организация деятельности детей – игры, труд и др.; Включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел; Общение с природой; Художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература.
-
Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах.
организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.
-
Этапы социально – нравственного воспитания дошкольников
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец и др. 1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств; 2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений; 3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций; 4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
-
Особенности социально-нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой. В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
-
Условия социально-нравственного воспитания в детском саду.
Условия социально - нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.
-
Основные способы социально-нравственного воспитания детей: Приучение Упражнение Воспитывающие ситуации Поощрение Пример для подражания Разнообразие словесных методов Разъяснение Беседа
-
Воспитание социально - нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.
-
Только объединив усилия, мы сможем возродить утраченные социально - нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущему.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.