Содержание
-
Создание проблемной ситуации
Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам. Сократ Олешко Виктория Игоревна, учитель МАОУ СОШ №24
-
Проблемное обучение
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
-
Процесс учебной/творческой деятельности включает 4 основных этапа:
Постановка проблемы. Поиск решения. Выражение решения. Реализация продукта.
-
Разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа:
Недостаточность прежних знаний учащихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи; Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях; Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа; Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
-
Приёмы создания проблемной ситуации:
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
-
Учебная проблема существует в двух основных формах:
как тема урока; вопрос, ответом на который является новое знание.
-
Способы создания проблемных ситуаций:
подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение; столкновение противоречия практической деятельности; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; предложение рассмотреть явление с различных позиций; побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.
-
Методы постановки учебной проблемы:
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.При этом мысль ученика делает скачок к неизвестному, возможны неожиданные ответы детей.С помощью побуждающего диалога развиваются творческие способности учащихся. 2.Подводящий к теме диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.При подводящем диалоге практически невозможны неожиданные ответы учеников, учитель «пошагово» ведёт мысль ученика.При этом развивается логическое мышление учащихся. Данный метод предпочтителен для слабых учащихся. 3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
-
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
-
Приём 1. «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».
-
Приём 2. «Правописание суффиксов –чик и – щик в именах существительных».
-
Приём 3. «Ударение».
-
Приём 4. «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».
-
Приём 5. «Разносклоняемые имена существительные».
-
Этапы проблемного диалога на уроках литературы традиционны:
1) формулирование проблемного вопроса; 2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения; 3) доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения; 4) решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.
-
Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества:
Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; Нацелена на формирование универсальных учебных действий; Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
-
Таким образом, технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.