Содержание
-
Технология развития критического мышления младших школьников
Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов. Жизнь без них не стоит того. Сократ
-
Авторы
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил, Ч.Темпл
-
Что означает критическое мышление?
Существуют разные определения этого термина Д. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. По их мнению, это поиск здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также отказаться от собственных предубеждений
-
Особенности критического мышления
По мнению российских педагогов характерными особенностями критического мышления являются: оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений
-
Для чего используют ?
Цель : развитие мыслительных навыков младших школьников, необходимых в учебе и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенное решение, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений
-
Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
-
Формы и средства развития КМ
сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии публикации письменных работ учащихся
-
Структура урокаОснову технологии составляеттрехфазная структура урока :
вызов, осмысление, рефлексия.
-
Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
-
Методические приемы
Парная мозговая атака Групповая мозговая атака Ключевые термины Свободное письменное задание Таблица «З-Х-У» Плюс-минус-вопрос Приемы по развитию навыков прогнозирования
-
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)автор Эдвард де Боно
«Плюс»(+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
-
Таблица Донны Огл«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
-
Приемы по развитию навыков прогнозирования
Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
-
Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во время работы над ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми
-
Методические приемы
Инсерт- система маркировки текста «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица Чтение с остановками Дневники Бортовые журналы Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
-
Инсерт (условные значки)
-
«Двухчастный дневник»
-
«Бортовые журналы»
-
Сюжетные таблицы
-
Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
-
Задачи третьей фазы, рефлексии (размышления)
Закрепление новых знаний, перестройка своих представлений, выражение новых идей и информации своими словами, обмен идеями
-
Методические приемы
Синквейн Кубик Ромашка Блума
-
Синквейн –пятистишие, где должен отразиться смысл темы
В его составлении соблюдают правила 1. Тема 2. Два прилагательных 3. Три глагола 4. Предложение , отражающее смысл темы 5. Одно –два слова ( ассоциации по теме)
-
Кубик
Кубик, каждая сторона которого несет один вопрос: -что это -для чего это -у кого это -твое отношение и т.д.
-
Ромашка Блума
Простойвопрос Уточняющийвопрос Оценочныйвопрос Творческийвопрос Вопросинтерпретация Практическийвопрос ?
-
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т.к. ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы– «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующиевопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
-
Литература
1. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке» 2. «Начальная школа» -2007 №6 3. «Перемена»-международный журнал №3 2002- синквейн №4 2001- отметка, умение задавать вопросы 4.htp||www.int-edu.ru –сайт Института новых технологий
-
Критическое мышление
Размышляйте над этим... Только критически
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.