Содержание
-
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант II краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Рубцовская общеобразовательная школа - интернат №1»2018 год
-
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (далее – Стандарт)
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 Применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года для обучения по адаптированный образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения
-
Стандарт разработан на основе
Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
-
Предметом регулирования ФГОСобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся:
-
Стандарт включает в себя требования к
1) структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; Вариант 1 – 70% - 30% Вариант 2 – 60% - 40% 2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения АООП
-
Стандарт учитывает особенности развития детей
Возрастные Типологические Индивидуальные Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями Общие для всех детей с умственной отсталостью Специфические Для детей с лёгкой умственной отсталостью Для детей с умеренной, тяжёлой, глубокой степенью умственной отсталости, ТМНР
-
К общим потребностям относятся:
Раннее получение специальной помощи средствами образования; Обязательная непрерывность коррекционно – развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; Научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; Доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; Удлинение сроков получения образования; Систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; Специальное обучение их «переносу» с учётом изменяющихся учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся; Стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
-
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР
Существенное изменение содержания образования; Создание оптимальных путей развития; Использование специфических методов и средств обучения; Дифференцированное, «пошаговое» обучение; Обязательная индивидуализация обучения; Формирование элементарных социально – бытовых навыков и навыков самообслуживания; Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися; Дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за её пределами; Организация взаимодействия специалистов и семьи.
-
Особые образовательные потребности
Наполняемость класса/ группы обучающихся по 2 варианту должна быть до 5 человек. Рекомендуется следующие комплектование класса: до 2-х обучающихся 1-ой группы; 1 обучающийся из 2-ой группы; 2 или 3 обучающихся из 3 группы.
-
Стандарт является основой
Разработки и реализации организацией АООП Определение требований к условиям реализации АООП Определение требований к результатам освоения АООП Определение нормативов финансового обеспечения реализации АООП Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, лицензирования, аккредитации, госконтроля (надзора) в сфере образования Проведения текущей, промежуточной, итоговой аттестации Осуществление внутреннего мониторинга качества образования в организации Профессиональной подготовки / переподготовки, повышения квалификации
-
В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой
Основанием для этого является заключение ПМПК Перевод обучающегося с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учётом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)
Самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со Стандартом и с учётом примерной АООП. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОДОБРЕНАрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющими инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) в части создания специальных условий получения образования
-
Примерная адаптированная общеобразовательная программа ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Адаптированная основная общеобразовательная программа ОУ 1 – 2 вариант Рабочая программа В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
-
Сроки освоения АООП по 2 варианту (продолжительность образования проходит в течение 13 лет)
Допускается два подхода к формированию классов
-
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) по 2 варианту АООП является
Развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
-
Структура АООП
-
Пояснительная записка АООП
Цели реализации АООП Принципы и подходы к формированию АООП Общая характеристика АООП Психолого – педагогическая характеристика обучающихся Описание особых образовательных потребностей Описание структуры и общая характеристика СИПР (для 2 варианта)
-
Обязательные образовательные предметные области и учебные предметы (2 вариант)
-
Коррекционно – развивающая область (2 вариант)
-
Структура программы учебных предметов, коррекционных курсов
Пояснительная записка (конкретизируются общие цели образования с учётом специфики учебного предмета, коррекционного курса). Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса(учитываются особенности его усвоения обучающимися). Описание учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане. Тематическое планирование(определение основных видов учебной деятельности обучающимися). Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.
-
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов образовательной области; Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; Введение учебных курсов для факультативного изучения предметов.
-
Базовые учебные действия - БУД (2 вариант)
Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. 2. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умения выполнять действия по образцу и по подражанию. 3. Формирование умения выполнять задание: в течение определённого периода времени; от начала до конца; с заданными качественными параметрами. 4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-
Программа духовно – нравственного/ нравственного развития
Реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества. Структура программы духовно – нравственного/нравственного развития Цель Задачи Основные направления работы Перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения школьников) Формы организации работы
-
Направления программы нравственного развития (2 вариант)
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Осмысление свободы и ответственности. Укрепление веры доверия. Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
-
Основные направления реализации программы формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации. Реализация программы формирование экологической культуры и здорового образа жизни во неурочной деятельности. Работа с родителями (законными представителями). Просветительская и методическая работа со специалистами общеобразовательной организации.
-
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Цель Задачи Основные направления работы Перечень планируемых результатов Формы организации работы. Реализация программы должна осуществляться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
-
Внеурочная деятельность
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение. Внеурочная деятельностьнаправлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие
-
Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как:
игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.
-
Программа сотрудничества семьёй (2 вариант)
Направлена на Психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребёнка – инвалида. Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностей ребёнка. Обеспечение участия семьи в разработке СИПР. Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации. Организацию регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИПР и результатах его освоения. Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях
-
Требования к условиям реализации АООП
Кадровые Финансовые Материально – технические Иные
-
Требования к результатам освоения АООП
-
Личностные результаты освоения АООП (2 вариант)
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; Социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органическом единстве и разнообразии социальной и природной частей; Формирование уважительного отношения к окружающим; Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Развитей этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
-
Оценка качества освоения обучающимися АООП
Текущая аттестация обучающихся включает себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развитие жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междистанционной основе).
-
Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП (2 вариант)
осуществляет образовательная организация Предмет - достижение результатов СИПР последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Система оценки отражает: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода; что из полученных знаний и умений он применяет на практике; на сколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
-
Специальная индивидуальная программа развития СИПР Это программа разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем
-
СИПР составляется на один год, цель и структура которого определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка. Специалисты, участвующие в реализации СИПР: учитель класса и/или предмета, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог и др. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ст.28 п.10 образовательная организация устанавливает форму, периодичность, порядок проведения текущего контроля успеваемости в соответствии с локальным актом образовательной организации.
-
Цельюреализации программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
-
СИПР ориентирована на решение следующих задач:
воспитательных, коррекционно-развивающих, образовательных, формирование жизненно значимых навыков.
-
Задачи:
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности обучающегося, воспитания у него положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению. Коррекционно-развивающие задачинаправлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности, на преодоление и предупреждение у обучающегося вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Образовательные задачи направленына обучение ребёнка способам усвоения общественного опыта, развитие его познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности. Важной образовательной задачей является обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося.
-
При организации обучения ребёнка с умеренной, глубокой или тяжёлой умственной отсталостью основополагающими являются следующие принципы:
принцип индивидуализации- СИПР основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях для данного ребёнка; принцип целесообразности- предполагающий возможность изменения учебного плана как в сторону уменьшения количества часов, так и в сторону их увеличения, что позволяет учитывать индивидуальные особенности развития данного обучающегося, характер заболевания и другие объективные причины, возникающие в процессе образовательной деятельности; принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников); принцип семейно-ориентированного сопровождения(активное включенность родителей в образовательный процесс, их партнерское взаимодействие со специалистами).
-
Структура СИПР
1. Общие сведения о ребёнке (ФИО ребенка, возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения, место жительства, мать, отец, год обучения, форма обучения). 2. Характеристика, включающая оценку актуального состояния развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения (заключение ПМПК, данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка, особенности проявления познавательных процессов, состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций, характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, сформированность социально значимых навыков, умений, бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, выводы по итогам обследования). 3. Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.
-
Структура СИПР продолжение
4. Содержание образования в условиях организации и семьи. 4.1 Базовые учебные действия. 4.2 Программы учебных предметов и коррекционных занятий. 4.3 Нравственное воспитание. 4.3 Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни. 4.4 Внеурочная деятельность. 5. Организации реализации потребности в уходе и присмотре. 6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР. 7. Программа сотрудничества специалистов с семьей. 8. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов. 9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
-
Индивидуальный учебный план включает в себя
Учебные предметы Коррекционные занятия Внеурочную деятельность, соответствующую уровню актуального развития ребёнка Объём недельной нагрузки для обучающегося. Общий объём нагрузки, включённый в ИУП, не может превышать объём, предусмотренный учебным планом АООП.
-
Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план включает набор учебных предметов общего учебного плана АООП. Различия в индивидуальном учебном плане зависит от образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана, а именно при выборе учебных предметов, образовательная организация должна учитывать рекомендации, сформулированные в следующих документах: коллегиальном заключении городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК); индивидуальной программе реабилитации (ИПР) или абилитации ребёнка инвалида, федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы; заключениях узких специалистов образовательной организации (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и социального педагога).
-
Пример отбора содержания образования
АООП 1. Речь и альтернативная коммуникация 2. Математические представления 3. Окружающий природный мир 4. Человек 5. Домоводство 6. Окружающий социальный мир 7. Музыка и движение 8. Изобразительная деятельность 9. Адаптивная физкультура 10. Профильный труд Коррекционные курсы: 1. Альтернативная коммуникация; 2. Сенсорное развитие; 3. Предметно-практические действия; 4. Двигательное развитие СИПР Речь и альтернативнаякоммуникация Человек Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Коррекционные курсы: - Альтернативная коммуникация; - Сенсорное развитие; - Предметно-практические действия; - Двигательное развитие
-
Пример индивидуального учебного плана (1 часть)
-
Пример индивидуального учебного плана (2 часть)
-
пр. АООП разд. 3.3.1.
Для детей, особые образовательные потребности которых не включают освоение предметов основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС).
-
Формирование базовых учебных действий
Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание;) умение выполнят инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; Умение выполнять действия по образцу и по подражанию Формирование умения выполнять задание: в течение определённого периода времени; от начала до конца; с заданными качественными параметрами. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-
Фрагмент раздела 4 СИПР
-
Организация присмотра и ухода
За присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно – бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п.34 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
-
Пример плана реализации потребности в уходе и присмотре
-
Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре, которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности, лица, осуществляющего уход и присмотр, а так же перечень необходимых специальных материалов и средств.
-
Специалисты, участвующие в реализации СИПР
В разработке и реализации СИПР участвуют все специалисты образовательной организации, работающие с ребёнком. Мультидисциплинарное взаимодействие всех специалистов должно быть обеспечено на всех этапах образования обучающихся: психолого-педагогическое изучение, разработка специальной индивидуальной, программы развития (ИПР), реализация и корректировка СИПР, анализ результативности обучения При необходимости должны быть организованы консультации других специалистов, которые не включены в штатное расписание образовательной организации (врачи: психиатры, невропатологи, сурдологи, офтальмологи, ортопеды и другие) для проведения дополнительного обследования.
-
Организация внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями Стандартаорганизуетсявнеурочнаядеятельность.К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Внеурочная деятельность направлена на коррекцию и компенсацию различных дефектов развития обучающегося и направлена на формирование навыков взаимодействия с обычно развивающимися сверстниками и с разными людьми, а так же приобретение навыков по самообслуживанию.
-
Программа сотрудничества специалистов с семьей
-
Оценка достижений обучающимися
Экспертная группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение. 1. Текущая аттестация происходит по завершении темы или в конце полугодия в форме мониторинга достижения запланированных результатов по установленным критериям; 2. Промежуточная аттестация происходит в конце учебного года, ее результаты фиксируются в форме характеристики; 3. Итоговая аттестация происходит в конце последнего года обучения
-
ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯОценка освоения содержания СИПР в форме мониторинга:
-
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯФорма оценки – характеристика развития обучающегося на конец учебного года, отражающая:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного года, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
-
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯФорма оценки – характеристика развития обучающегося на конец учебного периода, отражающая:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода; что из полученных знаний и умений он применяет на практике; на сколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
-
Библиографический список:
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, Владос, 1995. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. 2-е изд. М.: Экзамен, 2006. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (разработаны в рамках Государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 10 апреля 2014 г.); Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15); Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599); Царев А.М. Актуальные вопросы создания организационно-методических условий реализации СИПР / 2016 г. Царев А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – основа образования обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС / 2016 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.