Презентация на тему "«Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»"

Презентация: «Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»
Включить эффекты
1 из 46
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.68 Мб). Тема: "«Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»". Предмет: педагогика. 46 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    46
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: «Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»
    Слайд 1

    «Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»

  • Слайд 2

    Под особыми образовательными потребностямидетей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другимипсихофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

  • Слайд 3

    Нормативно-правовая база организации специальной помощи детям с ТМНР:

    Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ; Федеральный закон от 03.05.2012г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;  

  • Слайд 4

    Постановление Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 " от 10 июля 2015 года N 26;   Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4); Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.4); Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4.); Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).

  • Слайд 5

    Согласно п. 2.3. ФГОС «Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее ― СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся».

  • Слайд 6

    Целью реализации СИПР является, обретение обучающимися жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

  • Слайд 7

    СИПР должен быть ориентирован на решение следующих задач: - воспитательных, - коррекционно-развивающих, - образовательных, - формирование социально-бытовых навыков.

  • Слайд 8

    Согласно п. 2.9.1 приложения ФГОС структура СИПР включает:

    общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи; условия реализации потребности в уходе и присмотре; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения.

  • Слайд 9

    Кто и как разрабатывает СИПР? • Письмо минобрнауки РФ ВК-452/07 от 11.03.2016 «Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС …»: • На основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребёнка ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППОЙ образовательной организации разрабатывается специальная индивидуальная программа развития.

  • Слайд 10

    Шаг 1. Создание экспертной группы

    В состав экспертной группы входят специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР: учитель класса, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель физкультуры, учитель музыки, воспитатель / ассистент / тьютор, педагог-психолог, другие специалисты

  • Слайд 11

    К работе экспертной группы по разработке СИПР подключаются родители или законные представители обучающегося

  • Слайд 12

    Шаг 2. Сбор общих сведений о ребёнке

    Осуществляется классным руководителем 2.1. Персональные данные о ребенке и членах его семьи (лицах ее заменяющих). фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка, место жительства (адрес), контактные данные (дом. и моб. телефон, адрес эл.почты), год (класс / ступень) обучения ребенка в образовательной организации 2.2. Заключение ПМПК.

  • Слайд 13

    Шаг 3. Оценка развития обучающегося на момент составления программы (характеристика)

    Составляется экспертной группой на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка в образовательной организации в первые недели учебного года. 3.1. Беседа с родителями или законными представителями (история развития ребенка, оценка и отношение родителей к развитию и образованию ребенка и др.); 3.2. данные о состоянии здоровья, двигательном и сенсорном развитии ребенка; 3.3. Наблюдение за ребенком в ходе проведения уроков, занятий (индивидуальных и групповых), фиксация: особенностей познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления; поведенческих и эмоциональных реакций ребенка; речевых и коммуникативных возможностей;

  • Слайд 14

    игровой деятельности, базовых учебных действий, предметно-практических действий, навыков самообслуживания (степень самостоятельности при самообслуживании), навыков бытовой и трудовой деятельности, академических компетенций (математических представлений, представлений об окружающем мире, чтение, письмо и др.); 3.4. Оценка потребности в уходе и присмотре; 3.5. выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения, другие выводы.

  • Слайд 15

    Характеристика должна включать в себя:

    данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления; состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций; характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях); потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая; выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

  • Слайд 16

    Шаг 4. Определение содержания образования и составление индивидуального учебного плана

    С учетом выводов по результатам оценки (шаг 3) и обозначенных приоритетов параллельно заполняется разделы III и IV СИПР - отбор содержания обучения и воспитания и составление индивидуального учебного плана. 4.1. Выбор актуальных для обучающегося учебных предметов и коррекционных курсов (из учебного плана АООП в ИУП); 4.2. Выбор планируемых (возможных) результатов и перенос их в СИПР по актуальным для ребенка предметам, коррекционным курсам и базовым учебным действиям; 4.3. Индивидуализация (обозначение субъективных шагов) выбранных планируемых результатов с учетом особенностей развития ребенка в СИПР (в текстовом формате); 4.4. Выбор и внесение с СИПР содержания (мероприятия, занятия) внеурочной деятельности; 4.5. Определение нагрузки (часов) на обучающегося в ИУП

  • Слайд 17

    ФГОС п. 1.7 Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается: существенным изменением содержания образования; обязательной индивидуализацией обучения; дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами; …

  • Слайд 18

    Пример отбора содержания образования

    АООП 1. Речь и альтернативная коммуникация 2. Математические представления 3. Окружающий природный мир 4. Человек 5. Домоводство 6. Окружающий социальный мир 7. Музыка и движение 8. Изобразительная деятельность 9. Адаптивная физкультура 10. Профильный труд Коррекционные курсы: 1. Альтернативная коммуникация; 2. Сенсорное развитие; 3. Предметно-практические действия; 4. Двигательное развитие СИПР Речь и альтернативная коммуникация Человек Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Коррекционные курсы: - Альтернативная коммуникация; - Сенсорное развитие; - Предметно-практические действия; - Двигательное развитие

  • Слайд 19

    Согласно АООП разд. 3.3.1.

    Для детей, особые образовательные потребности которых не включают освоение предметов основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС).

  • Слайд 20

    Пример индивидуального учебного плана (1 часть)

    * индивидуальные занятия могут проводится этими и/или другими специалистами, работающими в организации

  • Слайд 21

    Пример индивидуального учебного плана (2 часть)

    * индивидуальные занятия могут проводится этими и/или другими специалистами, работающими в организации

  • Слайд 22

    Фрагмент раздела 4 СИПР

  • Слайд 23

    Пример программы внеурочной деятельности

  • Слайд 24

    Шаг 5. Области и требования профессионального ухода и присмотра:

    комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня ухода.

  • Слайд 25

    Области и требования профессионального ухода

    предполагает выполнение следующей деятельности: уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела, чиста зубов и др.); выполнение назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете, высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность); придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.).

  • Слайд 26

    Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей

    Необходимость в присмотре возникает в случаях: наличия у ребенка проблем поведения вследствие РАС; нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевого поведения; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.); в случаях эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.); в ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению, что вызывает угрозу травмирования ребенка или повреждение, либо утрату предмета

  • Слайд 27

    Области и требования профессионального присмотра:

    обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще-режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение); составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающихся; ведение журнала травм (учет факта получения травмы, фиксации обстоятельств и присутствовавших при этом сопровождающих, оказанной помощи, мер по профилактике). Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

  • Слайд 28

    Пример плана-графика реализации потребности в уходе и присмотре

    Составляется с учетом расписания занятий

  • Слайд 29

    Шаг 6. Разработка программы сотрудничества с семьей

    При разработке данного раздела СИПР учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи. Согласованные с родителями (законными представителями) мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.

  • Слайд 30

    Примерные мероприятия психолого-педагогической помощи семье:

    консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку; просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида; участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР; согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи; помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома; выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребенком в домашних условиях; участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку; регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, Интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др.

  • Слайд 31

    Пример. Фрагмент программы сотрудничества с семьей

  • Слайд 32

    Шаг 7. Разработка перечня необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов

    7.1. Подбор оборудования, необходимого для создания условий эффективного обучения детей (кресла-коляски, вертикализаторы, коммуникаторы, приспособления для управления электронными средствами, тренажеры, приспособления для фиксации и позиционирования и др.); 7.2. Подбор игрового, предметного, изобразительного и иного дидактического материала для обучения по учебным предметам и коррекционным курсам, включенным в СИПР.

  • Слайд 33

    Пример перечня необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов

    Подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), кресло-коляска, вертикализатор. Прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор), электронная кнопка для привлечения внимания. Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер. Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины). Средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло; гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа «Мотомед» и др. Дидактический материал по предметам, внесенным в СИПР

  • Слайд 34

    Шаг 8. Оценка достижений обучающимися

    Экспертная группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Например, «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет». или «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

  • Слайд 35

    Критерии мониторинга освоения содержания СИПР (текущая аттестация )

  • Слайд 36

    В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой в случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

  • Слайд 37

    В обучении детей могут использоваться отечественные и адаптированные зарубежные методики и программы

  • Слайд 38

    1. Метод базальной стимуляции – А. Фрелих (BasaleStimulаtion).

    Базальная стимуляция предназначена для детей, у которых самостоятельная сенсомоторная деятельность крайне ограничена и их опыт в области собственного движения и взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей. В основе метода базальной стимуляции лежит представление о пластичности центральной нервной системы. Благодаря этому становится возможным выстроить систему сенсомоторных действий, направленных на активное восприятие окружающего мира. Базальная стимуляция – это попытка обучать на самом элементарном уровне, ее основная цель - обеспечить ребенку: • ощущение собственного тела; • отделение своего тела от окружающих объектов; • использование имеющихся двигательных возможностей; • развитие собственной активности (реакции на окружающий мир); • установление контакта со взрослым, выполняющим стимуляцию; • подготовка ребенка к выполнению простых движений и действий.

  • Слайд 39

    2. Методы альтернативной (дополнительной) коммуникации

    Выделяют следующие виды альтернативной коммуникации и речи: система карточек PECS - коммуникационная система обмена картинками, система Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться, язык жестов, интерактивные доски, пиктограммы, карточки-подсказки, книги «разговоров», устройства с синтезатором речи.

  • Слайд 40

    3.Элементы проектного подхода в обучении. 4. Элементы двигательной (физической) терапии. 5. Программа MOVE – направлена на развитие двигательных возможностей через обучение (Mobiliti Opportunities via Educftion). Преимущества MOVE: Мобильность: сидеть, стоять, ходить, перемещаться По мере того, как человек развивает свои навыки мобильности, они начинают играть более активную роль в его жизни. MOVE может: - улучшить способность выполнять каждодневные задачи, - улучшить способность использования коммуникативных средств и взаимодействия с семьей, друзьями, врачами и учителями.

  • Слайд 41

    6. Прoграмма TEACCH

    - лечение и обучение детей с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации – Э. Шоплер, Г. Мессибов (Тreatment and Education of Aotistic and related Communication handicapped Children). Сейчас активно используется при обучении детей с особыми потребностями  в школах и индивидуальной работе. В основе программы лежит идея структурированного обучения, когда классная комната поделена на зоны, в каждой из которых ребенок учится отдельным навыкам и умениям. К таким навыкам относят: Академические знания (математика, письмо, чтение ). Умение ориентироваться в быту (одеваться самостоятельно, заправлять постель, готовить еду).  Социальные навыки и ориентация в городе. Коммуникация, умение поддерживать диалог.

  • Слайд 42

    7. Программа АВА

    - метод прикладного анализа поведения (Applied Behavioral Analysis). При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутистического спектра специалист центра лечения аутизма дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.

  • Слайд 43

    8. Эмоционально-уровневый подход – В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др.

    Глава 1. Базальная система эмоциональной регуляции Глава 2. Уровни базальной системы эмоциональной регуляции Глава 3. Формирование эмоциональной регуляции в раннем онтогенезе Глава 4. Уровневый подход к патологии эмоциональной системы Глава 5. Уровневый подход к коррекции эмоциональных нарушений Глава 6. Установление эмоционального контакта Глава 7. Коррекция страхов Глава 8. Коррекция агрессивных проявлений Глава 9. Общая организация эмоционального поведения ребенка

  • Слайд 44

    9. Методы игрокоррекции – Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова и др.

  • Слайд 45

    Ссылка на сайт: - http://fgosreestr.ru http://умксипр.рф (Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) Электронный учебно-методический ресурс включает в себя: Содержательное наполнение компонентов СИПР. Выбор ожидаемых результатов для включения в СИПР. Понимание путей и способов достижения ожидаемых результатов. Видео-иллюстрация примеров работы с детьми. Ориентация и выбор дидактического материала для работы с учащимися. Возможность задать вопрос и получить консультацию.

  • Слайд 46

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке