Содержание
-
Учитель-логопед МБОУ «Лянторская СОШ №5» Полномочнова Л.А. За советом к школьному логопеду
-
-
Дисграфия – это нарушения, при которых имеют место трудности в овладении письменной речью. На письме наблюдаются стойкие специфические ошибки.
-
Специфические ошибки:
пропуски букв и слогов - «рба» (рыба), «кродил» (крокодил); перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял); недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат»(лопата); наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава); «катораые» (которые), «клюкиква» (клюква); искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый); слитное написание слов и их произвольное деление – «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала); замена одной буквы на другую –«панка» (банка), «шапаги» (сапоги); нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь); трудности в употреблении категорий числа, рода, падежа – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге»; заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: б – д, и – ш, х – ж, л-м; а так же наблюдается «зеркальное» письмо.
-
С дисграфическими ошибками ребёнок не может справиться самостоятельно. Тогда на помощь приходит учитель-логопед. Однако лучше знать о причинах возникновения этих ошибок и предупредить их, чем потом исправлять.
-
Органические поражения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма.
Причины нарушений письма Наследственный фактор (несформированность определённых мозговых структур, их качественная незрелость)
-
Низкий уровень психологической готовности ребёнка к школе
Двуязычие в семье
-
Неправильное произношение звуков койова сапка зук
-
Недостаточная сформированность фонематического слуха деди мач сима
-
Нарушения слоговой структуры слова Например: «Мачикуполялиливесипед» «Бабушка жалит на соводе катету» «Атобус едет быстло, а чепахапозётмедено»
-
Несформированность звукового анализа слов Звуковой анализ- это способность определять количество и последовательность звуков в слове
-
Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат»); Пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»); Перестановка букв (тропа - «прота»); Добавление букв (таскали - «тасакали»); Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота»); Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - «идёдошь»); Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) - наступила - «на ступила». Наиболее характерны следующие ошибки
-
Пример письма при несформированности звукового анализа (2 класс)
-
Неправильное использование грамматических категорий Если ребёнок неправильно использует в устной речи грамматические категории: числа, рода, падежа, то и на письме появляются ошибки. «Зайчик и зайчата гуляла в лесе». «Много деревий растёт в саде». «У Пети две ухи».
-
Нарушения зрительно-пространственных представлений Если ребёнок путается в определении «право» и «лево»; пишет буквы и цифры зеркально; плохо ориентируется на плоскости листа, То в школе он может столкнуться с серьёзными трудностями: смешением сходных по написанию букв п-т, б-д; зеркальное написание букв;
-
Пример зеркального написания букв (1 класс)
-
Что должно насторожить родителей будущего первоклассника:
ребёнок неправильно произносит звуки; недостаточно слышит и различает близкие по произношению или по звучанию звуки, плохо владеет звуковым анализом слов (это может проверить воспитатель или логопед); имеет ограниченный словарный запас и ему трудно подобрать нужное слово; не умеет последовательно и связно излагать свои мысли; путается в определении правой и левой руки, плохо ориентируется на листе бумаги; печатные буквы или цифры пишет зеркально; у ребёнка слабо развита тонкая ручная моторика (неловкие пальчики); есть проблемы с вниманием, памятью.
-
Если Вы наблюдаете у своего ребёнка ошибки такого рода
Просим Вас: обсудить вместе с логопедом детского сада проблему вашего ребёнка; содействовать обеспечению посещаемости необходимых ему логопедических занятий; оказать содействие в логопедическом обследовании ребёнка перед школой учителем-логопедом школы.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.