Содержание
-
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сычева Оксана Валерьевна. Воспитатель 2 квалификационной категории.
-
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ– взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в экологическом воспитании. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – организация экологического просвещения родителей с целью оказания помощи семье в экологическом воспитании дошкольников. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – разработка содержания, форм и методов экологического просвещения родителей в дошкольном учреждении.
-
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
строится на предположении о том, что эффективность экологического воспитания в семье зависит от уровня эколого-педагогической культуры родителей, поднять который возможно при правильной организации экологического просвещения, осуществляемого педагогами дошкольного образовательного учреждения.
-
Задачи исследования:
Изучение и анализ психолого-педагогической и экологической литературы по проблеме исследования. Определение готовности родителей к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Выявление условий эффективного влияния ДОУ на эколого-педагогическую культуру родителей.
-
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы; анкетирование педагогов и родителей; беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).
-
В ходе констатирующего эксперимента изучалась готовность родителей к экологическому воспитанию детей.
Формирующийэксперимент был направлен на привлечение родителей к взаимодействию с ДОУ, цель которого было повышение уровня готовности родителей к экологическому воспитанию детей.
-
Задачи констатирующего эксперимента:
Определить критерии готовности родителей к экологическому воспитанию детей. Подобрать диагностические методики, позволяющие определить готовность родителей к экологическому воспитанию детей.
-
Факторы, влияющие на эффективность экологического воспитания детей в семье:
Личные интересы и убеждения родителей (в контексте взаимодействия с природой), их отношение к миру природы. Понимание целей и задач экологического воспитания, его значение в развитии ребенка, стремление реализовать их на практике. Взаимоотношения с детьми, участие в их воспитании.
-
Типы семей по уровню готовности к экологическому воспитанию детей:
I ТИП СЕМЬИ(высокий уровень готовности к эколог. воспитанию детей). Родители имеют нравственно-положительные интересы, совпадающие с общественными в желании сохранить природную среду, необходимости проявлять заботу о ее состоянии. Они целенаправленно осуществляют воспитание своих детей, в том числе экологическое.
-
IIТИП СЕМЬИ (средний уровень готовности к экологическому воспитанию детей)
Интересы родителей не всегда совпадают с интересами природы, хотя также в большинстве своем нравственно ориентированы. Отношение к природе больше носит потребительский характер, что связано с недостатком знаний о духовном потенциале природы. Экологической воспитание осуществляется нестабильно, т. к. представления о его целях и задачах довольно смутные.
-
IIТИП СЕМЬИ (низкий уровень готовности к экологическому воспитанию детей)
По ряду причин родителей не волнуют экологические проблемы, природа для них бездушный объект человеческих манипуляций. Отношение к природе утилитарно-потребительское. В этих семьях не созданы условия для экологического воспитания; о его цели и задачах родители не знают и не понимают значения экологического воспитания для развития детей.
-
Таблица 1типы семей по уровням готовности к экологическому воспитанию детей
-
Модель эколого-педагогического просвещения
Эколого-педагогическое просвещение Блок целей Блок содержания Блок организации Результа- тивный блок 1.Цели взаимо- действия с родителями 2.Цели взаимо- действия родителей с детьми 1.Экологи- ческие знания и умения 2.Педагоги- ческие знания и умения 1.Коллек- тивные формы работы. 2.Индиви- дуальные формы работы Отслежи- вание и анализ результатов
-
Определяя работу с родителями по эколого-педагогическому просвещению мы руководствовались следующими принципами:
Работа с родителями должна быть последовательным и непрерывным процессом; Экологическая информация и педагогические знания, сообщаемые родителям, должны быть личностно значимыми.
-
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА СЕМЬЮ С ЦЕЛЬЮ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ:
дифференцированный подход на основе изучения семьи и ознакомления с уровнем готовности родителей к экологическому воспитанию детей; индивидуальная работа, направленная на более четкое воздействие на семью, исходя из интересов и потребностей родителей и условий экологического воспитания ребенка в семье; Взаимодействие педагогов и родителей как равноправных партнеров, работающих для достижения единых целей.
-
Таблица 2Компоненты содержания эколого-педагогического просвещения родителей
-
В завершении опытно-экспериментальной работы нами был проведен контрольный срез, целью которого было определить:
какие изменения произошли в отношении родителей к экологическому воспитанию детей; повысился ли уровень готовности родителей к экологическому воспитанию детей в семье; какова эффективность проведенной нами работы с родителями
-
Таблица 3типы семей по уровням готовности к экологическому воспитанию детей(на конец эксперимента)
-
Условия эффективного взаимодействия с семьей:
Тщательное изучение семьи с целью выявления ее интересов, потребностей, запросов, пробелов в области экол. знаний, недостатков семейного воспитания, имеющегося опыта и т.д.; Осознание пед.коллективом этико-пед. требований к руководству семейным воспитанием; Установление отношений в системе «воспитатель – семья воспитанника», характеризующихся обоюдным доверием, уважением и заинтересованностью; Построение работы на основе дифференцированного подхода к семье, с учетом уровня эколого-пед. культуры родителей; Индивидуальная работа, направленная на более конкретное воздействие на семью; Взаимодействие ДОУ и семьи как равноправных партнеров, работающих на достижение единых целей экол. образования и воспитания детей; Планирование воспитателем различных форм взаимодействия с родителями, взаимосвязь разных форм.
-
Факторы, влияющие на формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения к природе:
Длительное погружение в красоту природы, в мир ее образов, звуков, цветов (это обогащает сенсорный опыт ребенка, столь необходимый для умственного воспитания); Активные действия с природным материалом (создание цветочных аранжировок, композиций из засушенных цветов, листьев, трав, уход за цветущими комнатными растениями и т.п.); Знакомство со сказками, легендами и мифами о цветах, травах и деревьях.
-
Благодарю
ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.