Содержание
-
МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Презентация на тему: «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Выполнила: воспитатель Вэнго В.А.
-
В соответствии с ФГОС ДО одно из условий,необходимых «для создания социальной ситуацииразвития детей, соответствующей спецификедошкольного возраста» – «взаимодействие сродителями (законными представителями) повопросам образования ребенка, непосредственногововлечения их в образовательную деятельность, втом числе посредством создания образовательныхпроектов совместно с семьей на основе выявленияпотребностей и поддержки образовательныхинициатив семьи».
-
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья – важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, формирование у него социально-нравственного потенциала. В семье закладываются исходные жизненные позиции, ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Обучение дошкольников социальному опыту, накопленному человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие нравственных норм, традиций народа – прямая функция семьи как социального института. Поэтому, как бы серьезно ни продумывались формы и методы социально-коммуникативного развития детей в ДОО, как бы высоко ни были развиты социальные компетенции педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе.
-
Ни одна, даже самая лучшая программа социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не создано детско-взрослое сообщество (педагоги-дети-родители), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Таким образом, взаимодействие с семьей – непременное условие социально-коммуникативного развития детей, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью работы по социально-коммуникативному развитию детей было повышение социальной компетентности родителей. В соответствии с этим, перед педагогом стоит особая задача: заинтересовать родителей перспективами социально-коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. 4
-
Всем родителям необходимы педагогические и психологические знания. Здесь особенно важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Для эффективного повышения социальной компетентности родителей необходимо учитывать их социальный статус. Во многих методических пособиях по взаимодействию с родителями авторы выделяют четыре статуса семьи: социально-экономический; социально-психологический; социально-культурный; социально-ролевой. Поэтому для дифференциации работы по повышению социальной компетенции семьи необходимо в начале учебного года провести анкетирование родителей, побеседовать с детьми, понаблюдать за ними в течение дня во время взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и родителями
-
Условия работы с семьей: – целенаправленность, систематичность, плановость;– доброжелательность и отзывчивость;– дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи (возраста и образовательного уровня родителей, материального состояния, социально-эмоционального благополучия и т.д.). Основные методы изучения воспитания ребенка в семье: – анкетирование с помощью проективных методик;– наблюдение за ребенком в течение дня;– индивидуальные беседы с ребенком;– индивидуальные беседы с родителями и педагогами.
-
Основные формы работы с родителями Коллективные: – общие и групповые родительские собрания;– консультации и беседы;– круглые столы, вечера вопросов и ответов, дискуссии;– устные журналы;– тренинги;– оформление наглядно-информационных стендов;– подготовка памяток, папок-передвижек, фотовыставок;– оформление сайта ДОО для родителей;– оборудование библиотеки и видеотеки для родителей;– дни открытых дверей;– презентации семейного опыта. Индивидуальные: – консультации и беседы;– встречи в семейной гостиной;– телефон доверия;– оформление альбома «Спрашивайте – отвечаем» для конкретных семей. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей: – совместное проведение занятий и досугов;– дни здоровья;– семейные и межсемейные проекты;– разнообразные конкурсы (стенгазет, поделок, рисунков, зимних построек и т.д.);– аукционы, вернисажи и т.д.;– семейные клубы по интересам.
-
Деятельность педагога по повышению социальной компетентности родителей включает две основные составляющие: – педагогическую и, по возможности, психологическую помощь в повышении социального и эмоционального интеллекта родителей; – выполнение педагогом роли посредника по социально-коммуникативному развитию детей между дошкольной образовательной организацией и семьей (в целях выработки единых правил и норм поведения ребенка в социуме). Причем работу с семьей необходимо планировать по тем же направлениям, по которым строится образовательный процесс с детьми (взаимоотношения с ребенком в игровой деятельности, воспитание уверенности в себе, ценностного отношения к труду, формирование эмоциональной отзывчивости, толерантности, развитие навыков безопасного поведения в социуме, ознакомление с нравственной оценкой поступков и моральными нормами и т.д.).
-
Во взаимодействии с семьей важно использовать все формы работы, разнообразные методы активизации родителей, направленные на возникновение интереса к проблеме. Особенно эффективны постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Следует подчеркнуть, что использовать методы работы с родителями необходимо в их совокупности, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Причем взаимопонимание родителей и педагогов, их взаимное доверие возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях. Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей ребенка, отсутствия единства требований к детям. Именно в этих случаях на помощь семье должен прийти педагог, подсказать или вместе с родителями найти выход из создавшейся ситуации.
-
Каждый педагог знает, как меняются его отношения с родителями ребенка после посещения ими удачно проведенного праздника, участия в совместном досуге. Как правило, у мам и пап возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с воспитателем приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего достигается и лучшее взаимопонимание в педагогических вопросах. Это может быть изготовление коллективных семейных стенгазет и альбомов, пошив игрушек, какие-либо семейные и межсемейные проекты и др. Очень хорошо привлечь пап к совместному труду на участках ДОО или попросить рассказать детям о своей работе. Все это формирует у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества.
-
Можно привлечь родителей вместе с их детьми к участию в ознакомлении дошкольников с культурой и традициями народов, живущих в России (наверняка среди них найдутся представители разных национальностей). Это формирует у каждого ребенка уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, национальности. Праздники и спектакли, которые сообща подготавливаются в клубах, студиях и секциях, в повседневной жизни, не только являются радостным результатом совместной с родителями деятельности, но и формируют у дошкольников «эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации» (по ФГОС ДО). Важно отметить, что подобная организация клубной, студийной и секционной работы способствует самореализации каждого и взаимному обогащению всех.
-
Самая эффективная форма работы с семьей по социально-коммуникативному развитию детей – занятия в семейном клубе. Семейные группы желательно комплектовать по интересам, учитывая особенности конкретной семьи. На одном занятии должно присутствовать не более 6–8 семей. Это способствует активному заинтересованному контакту с каждым родителем, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы конкретного ребенка. Семейный клуб может носить более обобщенный характер, например: «Мы вместе!», «Познай себя».
-
На занятиях семейных клубов необходимо использовать разнообразные методы и приемы активизации как дошкольников, так и семьи: – приемы, направленные на создание положительного эмоционального настроя, обеспечивающие активизацию участников (ситуативная внезапность, сюрприз, социальная стимуляция и т.д.);– приемы, направленные на снятие эмоционального напряжения (ритуальные действия приветствия; метакоммуникативное общение по типу «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый»; мимическое и пантомимическое выражение эмоциональных состояний; релаксационный тренинг и т.д.);– приемы эмоционального фонирования (звуковые фоны, музыка, разная по ритму и окраске, освещение разной интенсивности и т.д.).
-
В основной части можно использовать:– проективные приемы(«Тематический рисунок»,«Моя семья»,«Что я люблю» и т.д.);– поощрение, стимулирование спонтанной активности;– прием нерегламентированного взрослым общения детей (выход из игровой комнаты, принятие групповых решений, выражение итогов собственной или совместной деятельности);– беседы («Что говорит о тебе мама», «Когда папа был маленьким» и т.д.);– обсуждение спонтанно возникающих конфликтных ситуаций. Этап формирующих воздействий по своему целевому содержанию предполагает широкое использование следующих приемов: – наглядно-действенные и эмоционально-образные (интерпретация, отражение, демонстрация адекватных способов поведения, создание ситуации выбора и т.д.);– игровые (сюжетно-ролевые, игры-драматизации);– тренинг-приемы. На завершающем этапе используются методы и приемы, выявляющие осознание детьми полученных знаний и их применение в общении, игре, труде и т.д.: – естественные наблюдения за деятельностью детей;– беседы;– создание для дошкольников специальных ситуаций выбора, аргументации своих поступков и т.д.
-
В заключение следует подчеркнуть, что качественно и эффективно реализовать все направления программы социально-коммуникативного развития детей возможно только при комплексном решении всех задач и целенаправленном, систематическом и доброжелательном взаимодействии участников образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и каждой семьи.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.