Содержание
-
Постановка звука «Ш»
Учитель-логопед Гришина Е.Д. www.logoped.ru
-
Артикуляционный уклад звука
Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены. www.logoped.ru
-
Подготовительныеупражнения:
Упражнения для губ: «Лягушка-Хоботок» Потяну я как лягушка, Подражаю я слону, Свои губы прямо к ушкам. Губы хоботом тяну. «Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. www.logoped.ru
-
Упражнения для развития дыхания
Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается тёплая струя. «Игры для Тигры» www.logoped.ru
-
Упражнения для языка
«Наказать непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении, при открытом рте под счет от 1 до 5-10 или под стишок. www.logoped.ru
-
«Сделать язык широким».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Поперёк улыбки лег Отдыхает язычок. www.logoped.ru
-
«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны). Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Зубы верхние — смотри: Чищу «чашкой» изнутри. Чищу зубы, Чищу зубы Я внутри. Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они. www.logoped.ru
-
«Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. www.logoped.ru
-
«Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края — Вот и «чашечка» моя. www.logoped.ru
-
«Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Как будто варенье лежит на губе — Слижу его «чашечкой» в ротик себе. www.logoped.ru
-
«Ступеньки»(Чередование «Чашечка» на верхней губе - «Чашечка» на верхних зубах – «Чашечка»вверху за зубами) Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3—5 секунд. На верхнюю губку, На верхние зубки, За зубки скачок — Во рту язычок. www.logoped.ru
-
«Не разбей «чашечку». Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки». Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперёд. www.logoped.ru
-
«Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Мы работаем с утра, Красить потолок пора, Челюсть ниже опусти, Язык к нёбу подними. Поводи вперёд-назад — Наш маляр работе рад. www.logoped.ru
-
«Лошадка». Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, И раздаётся щелчок. Едим, едим на лошадке, По дороге ровной, гладкой: Цок, цок, цок. www.logoped.ru
-
«Грибок». Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Широко открою рот, Будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз — и вся учёба. www.logoped.ru
-
«Гармошка». Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). Присосу язык на нёбо, На гармошке я играю, А теперь смотрите в оба. Рот пошире открываю, Ходит челюсть вверх и вниз - К небу язычок прижму, У нее такой круиз. Ниже челюсть отведу. www.logoped.ru
-
Постановка звука «Ш» по подражанию
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Получается звук /Ш/. Если данный способ не помогает, прибегаем к механической постановке звука /Ш/. www.logoped.ru
-
Как шумят листья на деревьях? – Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш. Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш. Как шипит змея? - ш-ш-ш www.logoped.ru
-
спасибо за внимание! www.logoped.ru
-
Используемая литература:
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО «Издательство «Библиополис». СПб., 1994.208с. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.-96с. www.logoped.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.