Содержание
-
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА
1. Стратегия взаимодействия (6, 39, 17) 2. Ролевое поведение личности в общении 3. Манипуляции в общении
-
Интерактивная сторона общения (взаимодействие) – это
обмен действиями, т.е. организация межличностного взаимодействия, позволяющего партнерам реализовать для них некоторую общую деятельность.
-
Интерактивная сторона
- сотрудничество – общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей; - противоборство – общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей; - уклонение от взаимодействия – партнеры стараются избегать активного сотрудничества;
-
Стратегии взаимодействия
- однонаправленное содействие – один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества; - контрастное взаимодействие – один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему; - компромиссное взаимодействие – оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
-
Кооперация (от лат. cooperatio- сотрудничество), - предусматривающая совместное достижение целей, это действия по объединению и согласованию общих усилий. При этом партнеры могут не испытывать друг к другу положительных эмоций. Сотрудничество основано только на взаимной выгоде.
-
Интерактивная сторона
Конкуренция (от лат. сопсurо - сталкиваюсь), - это взаимодействие, характеризующееся противостоянием. созданием затруднений и препятствий соперникам в достижении целей. Здесь активность партнеров направлена на ослабление, вытеснение или истребление друг друга с целью борьбы за положение в социуме, за симпатии третей стороны, за объекты, имеющие ограниченный ресурс, за блага и выгоды. При этом один из партнеров или они оба не желают делить между собой объекты общих устремлений.
-
Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров и направлено на достижение взаимной удовлетворенности ходом общения. «Пониматели» больше молчат в разговоре; им свойственно слушать, наблюдать, анализировать. Они пытаются понять собеседника, адаптироваться (подстроиться) к партнеру по общению.
-
Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят, их стратегией является стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия и навязать свое понимание ситуации.
-
2. Ролевое поведение личности в общении
-
Широкое распространение в середине 20 века получила схема взаимодействия, разработанная Э.Берном – здесь важно отметить: кто ведущий, кто ведомый. Основными понятиями этой схемы являются состояния «Я» и «трансакции».
-
Взаимодействия в русле трансактного анализа Э.Берна
Трансакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого. Э. Берн выделил состояния партнеров во взаимодействии на следующие категории: Я – Родитель; Я – Взрослый; Я -Ребенок.
-
Ребёнок может выступать как послушный и бунтующий, с этой позиции человек смотрит снизу вверх с готовностью подчиниться или бунтовать, одновременно испытывая чувство неуверенности и беззащитности. С позиции ребёнка играются роли молодого специалиста, аспиранта соискателя, артиста – любимца публики.
-
С позиции родителя: 1) карающий – указывает, приказывает, критикует, наказывает за непослушание и ошибки; 2) опекающий родитель – советует в легкой форме, защищает, помогает, поддерживает, жалеет, сочувствует, заботиться, прощает ошибки и обиды. Играются роли: строгого отца, старшей сестры, внимательного супруга, врача, педагога, начальника, продавца и т.д.
-
Родитель демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно безаппеляционность, приказной тон.
-
Прямые трансакции:
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка. Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.
-
Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя.
-
Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный характер («бунтующий Ребенок»).
-
Скрытые (замаскированные) трансакции
Внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Специально подстроенные скрытые трансакции позволяют инициатору скрыто управлять собеседником против его воли. 1. Если это устраивает партнера, то возникает комфортное, бесконфликтное общение.
-
2. Если оно не устраивает партнера, то возникает конфликтоген. При этом: а) если распределение позиций встречает сопротивление, то оно может привести к конфликту; б) если не встречает, то имеет место манипуляция Это может привести к конфликтной ситуации.
-
3. Манипуляции в общении
-
Манипулирование - это
скрытое психологическое воздействие на человека, меняющее его поведение в заданном направлении и обеспечивающее воздействующей стороне различные преимущества.
-
Психологическое манипулятивное воздействие характеризуется тремя основными чертами:
осуществляется в неявной для адресата форме; как правило, провозглашается какая-либо привлекательная дляобъекта цель; субъект манипуляции (тот, кто манипулирует) стремится получить некие односторонние преимущества за счет своего партнера по общению.
-
Манипуляция – поведение, которое нацелено на то, чтобы обойти сознание. В ходе манипуляций используются такие свойства человеческой натуры как зависть, любовь к мести, стремление покрасоваться, жадность, любопытство, которые используются манипулятором для достижения своих целей.
-
Учеными описаны некоторые виды манипуляций, которые наиболее часто встречаются в деловых отношениях. « А слабо тебе? » - с помощью нее можно подтолкнуть человека к действию, которое он не собирался совершать. «Обезьяна на шее». «Меня рвут на части». «Казанская сирота». «Дитя на работе» «Домашний мудрец».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.