Содержание
-
Тема №20Потребностно-мотивационная сфера субъекта деятельности
-
Основные цели занятия:
Формирование знаний о потребностно-мотивационной сфере субъекта деятельности. Изучение содержания потребностей и мотивов в психологической науке. Ознакомление с основными подходами к изучению мотивации в зарубежной и отечественной психологии.
-
Учебные вопросы:
Содержание потребностей и мотивов в психологической науке. Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии.
-
Вопрос №1:
Содержание потребностей и мотивов в психологической науке.
-
Мотивация — это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
-
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
-
Мотивы могут классифицироваться по различным основаниям:
по отношению мотивов к деятельности (внешние и внутренние) по уровню осознания (осознаваемые и неосознаваемые)
-
Механизм образования мотива:
возникновение потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием. осознание мотива: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, затем осознается объект, который отвечает данной потребности, позже осознается с помощью каких действий можно достичь желаемого. реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.
-
Потребностью называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Нужда — это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать . НУЖДА ПОТРЕБНОСТЬ
-
Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность .
-
Фрустрация - состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность достижения цели.
-
-
Характеристики мотивационной сферы:
Широта - качественное разнообразие мотивационных факторов. Гибкость – возможность использовать более разнообразные средства для удовлетворения мотива. Иерархизированность мотивов – различия мотивов по их силе и важности для человека.
-
Вопрос №2
Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии
-
Классификация моделей мотивации:
Содержательныетеории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А.Маслоу, Д.Маккелланда и Г.Хекхаузена и других авторов. Процессуальные, более поздние теории мотивации, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний.
-
Абрахам Маслоу (Abraham Harold Maslow) Классификация потребностей А.Маслоу
-
Классификация потребностей А.Маслоу
-
Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности
Дэвид Макклеланд (David C. McClelland ) Основателями этой концепции считаются американские ученые Д.Макклелланд, Д.Аткинсони немецкий ученый Х.Хекхаузен. Согласно их теории, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудач .
-
Формализованная модель поведения человека Д.Б.Роттера
«Поведение человека зависит от значимости для него достижения цели и ожидания того, что данное поведение приведет к желаемой цели.» Джулиан Бернард Роттер
-
Локус контроля — устойчивое, характеризующее человека как личность представление о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого или от складывающихся обстоятельств. внутренний локус контроля внешний локус контроля
-
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера
«Система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласования, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.» Фестингер Леон (Festinger, Leon)
-
Теория справедливости (М.Мескон, М.Альберт, М.Хедоури)
В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность своего труда.
-
Теория вознаграждения и наказания Э.Л.Торндайка
«Поведение, за которое человек получает награду, постепенно становится все более типичным. А поведение, за которое наказывают, вскоре "прекращается".»
-
Мотивационная сфера в рамках психоаналитического подхода:
Зигмунд Фрейд встряхнул мир, заявив, что человеком движет стремление к сексу и власти. Кларк Халл выделил четыре мотива, определяющих человеческое поведение: голод, жажду, сексуальное влечение и стремление избежать боли. Эдвард Деси и Ричард Райан считают, что у человеческого поведения есть только один внутренний мотив: люди занимаются тем, что доставляет им удовольствие. Виннер также назвал стремление к удовольствию единственным внутренним мотивом, который движет людьми.
-
Мотивационная сфера в отечественной психологии
«Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека», созданная А.Н.Леонтьевым. Леонтьев описал важный механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель . Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой, в силу определенных причин, стремился человек, со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом.
-
Заключение
Рассмотренные теории не содержат всеобъемлющего подробного анализа. В трудах многих исследователей отрицается принципиальная возможность создания единой теории мотивации, удовлетворительно объясняющей источник целенаправленной активности человека.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.