Содержание
-
Способности
План:
- Понятие о способности.
- Способности и деятельность.
- Формирование способностей.
- Развитие природных задатков.
- Типы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.
-
1.Понятие о способности
Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.
Деятельностьявляется первой пробой способностей и условием их развития.
По Б.М. Теплову: способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
-
Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.
-
2. Формирование способностей. Развитие природных задатков.
Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.
- Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
- В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
-
Уровни развития творческих способностей:
- Одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
- Талант— это высокий уровень развития специальных способностей. Талант характеризуется возможностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках достигнутого человечеством. Талантливый человек с легкостью осваивает соответствующий вид деятельности, вносит в его исполнение виртуозность, изящество, достигает качественного исполнения.
- Гениальность– высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О гениальности можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые имеют выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, существенно влияющую на других людей в течение многих лет»
-
Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные
- Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
- Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
-
- Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.
- Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.
-
Д.З. Пути формирования способностей у детей
Литература:
- Немов Р.С. Психология. Кн.1, 1997
- Першина Л.А. Общая психология. 2004
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. 2008
- Климов Е.А. Основы психологии. 2003
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.