Презентация на тему "1. Роль слова-знака-первоэлемента в языке"

Включить эффекты
1 из 20
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "1. Роль слова-знака-первоэлемента в языке". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    20
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Лекция 3Словарно-знаковый запас архитектуры План лекции Роль знака-первоэлемента в языке Первоэлементы архитектурного языка Виды знаков-первоэлементов Индексные знаки Иконические знаки Символические знаки Заключение – метаморфозы первоэлементов

  • Слайд 2

    1. Роль слова-знака-первоэлемента в языке

    Смысловая целостность – слово-знак-первоэлемент Смысловой код(в архитектурной семиотике) – набор элементов по правилам грамматики (в архитектуре, например, по правилам ордерной архитектуры древних греков или по правилам пяти ордеров Возрождения, или по правилам архитектуры функционализма) Словари, справочники, глоссарии. Место знака в своей знаковой системе. Различия языков. Набор знаков-первоэлементов. Русский язык – минимум 10 000 – 30 000 слов, китайский – минимум 3 000 – 5 000 иероглифов Специфика архитектурного языка. Минимум слов-знаков – максимум значений в своем смысловом коде Архитектурный знак как таковой может быть в определенных условиях не только существительным или прилагательным, не только словом или предложением, но и романом или поэмой

  • Слайд 3

    2. Первоэлементы архитектурного языка

    Простейшие (шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр и их всевозможные варианты) или сложные (карниз, портал, антаблемент, капитель) Простой параллелепипед – здание, лестница, встроенно-пристроенная к зданию труба, труба над зданием, постамент и т.д. Проем (окно, дверь, портал, арка..., а в них своя иерархия элементов), его конфигурация и разнообразие. Не менее сложны стена, лестница, крыша, колонна и прочие базовые элементы.

  • Слайд 4

    Знаковая вариабельность основных архитектурных первоэлементов: Часть экстерьера Часть интерьера Скульптурный элемент (плоскостной или пространственный) Декоративный элемент Крупная часть сооружения Изменение функции Сооружение в целом

  • Слайд 5

    Роль знака в архитектуре чрезвычайно велика и еще не до конца осознана. Графически можно проиллюстрировать его положения показом одного и того же элемента – колонны, которая выступает каждый раз в иной роли (по У. Эко). Знаковая роль колонны: Колонна – скульптура в интерьере Колонна – здание Колонна – труба на электростанции Колонна – портик классического здания Колонна – памятник на площади Колонна – перистиль античного храма Колонна – здание водонапорной башни Колонна – декорация на площади Колонна – опора для лестницы Колонна – лифтовая шахта

  • Слайд 6

    3. Виды знаков-первоэлементов

    Соотношение семантики (устойчивость и развитость) и синтаксиса (изменчивость и вариабельность) архитектурного языка Многозначность, сочетание диаметральных противоположностей (плоскости и пространства) Классификация Ч. Дженкса – три типа зданий-знаков: индексные, иконические и символические (метафоры: простая, смешанная, намекающая) Если добавить к этому делению еще один тип – новые знаки, то с помощью этой классификации можно описать практически все архитектурные объекты

  • Слайд 7

    4. Индексные знаки

    Индексные знаки – это архитектурные знаки, которые имеют однозначное прочтение, которые независимы ни от чего и ни от кого, либо не имеют архитектурной метафоры вообще, либо имеют ее одну, очевидную для всех. Это знаки типа табличек "вход-выход" или стрелок-указателей В чистом виде их нет (окно – сущ. среднего рода, ед. числа, им. падежа) Стремление к индексным знакам – архитектура функционализма и конструктивизма Вертикальный параллелепипед или цилиндр с подчеркивающим вертикаль остеклением, частично или полностью выступающий из тела здания – лестница (чуть позже лестничная клетка или лифтовая шахта). Трапециевидная косоугольная форма, выделенная в общем объеме – зал или большая аудитория Область распространения индексных знаков

  • Слайд 8

    5. Иконические знаки

    Иконический знак - архитектурный знак, в котором форма дает понятие о содержании и, иногда, о функции. В иконических знаках эти понятия (содержание и функция) разделяются. Содержание и функция получают в иконическом знаке большее различие, нежели где-либо. Отель или многоэтажный гараж с позиций архитектурного эсперанто или символических знаков очень схожи между собой. Это объект временного пребывания людей или машин в небольших, примерно одинаковых ячейках (в номерах в одном случае, боксов – в другом), в которых присутствуют большие блоки обслуживания этих людей или этих машин (в отеле этот блок чуть больше и чуть параднее – и только). С позиций иконического знака отель и многоэтажный гараж, принципиально разные вещи, ибо в одном случае – это человек, в другом - машина. Иконический знак – оперный театр в Сиднее. Не видно снаружи, что внутри много выставочных залов, ресторанов, различных театров. Однако видно – это необычное здание, что у него должна быть необычная "начинка", у него внутри вполне может быть много выставочных залов, ресторанов, различных театров …

  • Слайд 9

    Р. Вентури – здания-утки и здания-декоративные сараи. Объединение индексных и иконических знаков в одну группу по отношению к символическим, задача – показать содержание, для чего существует это здание. В этом смысле кинотеатр существует не для того, чтобы собрать большое количество людей в течение 15 минут, запустить их одновременно в большой зал, продержать в этом зале в течение 1,5-3 часов, а затем разом выпустить. Кинотеатр для того, чтобы показать кино. Иконические и индексные знаки одинаково ставят содержание перед функцией, только показывают это по-разному: архитектура индексных знаков – просто и однозначно, вплоть до буквализма и инфантильности; архитектура иконографических знаков – сложно, неоднозначно, подчас конфликтно, в прямой зависимости от особенностей различных смысловых кодов и границ их прочтения.

  • Слайд 10

    Культовые здания – не место для собрания людей, а место общения человека с богом, место пребывания бога на земле «Прочтение» культового здания представителями разных субкультур независимо от их культовой принадлежности (или непринадлежности) Общность с точки зрения архитектурного языка – в целом сложное объемно-пространственное построение, ярко выраженная пространственная вертикаль, богатый декор Греческий храм. Отсутствие четко обозначенных элементов – «уток» Начало формирования в архитектуре развитой системы символических знаков

  • Слайд 11

    6. Символические знаки

    Символический знак - наиболее распространен в архитектурном языке. Это архитектурные знаки, смысловой код которых исторически сложился и стал общепринятым. Для его возникновения необходима повторяемость во времени и всеобщность смыслового кода. Он не зависит от количества смысловых ассоциаций, их может быть много, может быть мало. Дорическая колонна греческого храма или круглая в сечении опора этрусского жилого дома – индексный или, реже, иконический знак. Колонна в сегодняшнем понимании этого слова, т.е. архитектурный первоэлемент со сложным, многовариантным кодом – символический знак. Архитектурные символические знаки – краткое обозначение в лингвистике (кирпич, выкружка, портал, барокко, башня и т.д.), с поясняющей графикой дает архитектурный словарь или глоссарий. Архитектурные словари первоэлементов – это обычно словари символических знаков, которые подчас имеют пояснения в виде иконических знаков.

  • Слайд 12

    Изменение и трансформация символического знака – процесс непростой и подчас болезненный. Пример ошибки. Поселки конструктивистов и функционалистов первой половины XX века. Последствия: скатные крыши вместо плоских, традиционные окна вместо ленточных, добавление ставен, простенков, карнизов и т.д. Учет символических знаков и их использование, опасность доминирования. Язык дикторов центрального телевидения

  • Слайд 13

    Заключение

    "Словарный" запас архитектуры гибок, индивидуален и изменчив. Он должен быть подчас даже в чем-то конфликтогенен и в чем-то непонятен современниками Символические знаки-первоэлементы и знаки-здания должны занимать свое основополагающее, базовое место, но ни в коем случае не должны быть единственными словами архитектурного языка. Они баланс между новым и старым, между жизнью и смертью, между статикой и динамикой. Полноценная речь – это язык смешанных знаков. В зависимости от обстоятельств он может быть официальным, лирическим, эпатажным, жаргонным и т. д. и т.п. Каждый знак имеет свой эволюционный путь развития, во время которого он испытывает определенные метаморфозы. На путь и способы его эволюции влияет целый комплекс причин, начиная от социальных, экономических и технологических новаций в обществе и заканчивая личностными умениями и амбициями архитектора. Конечные физические трансформации знака, так или иначе, зависят от архитектора.

  • Слайд 14

    Задание

    Попробовать разложить процесс трансформации знака на составляющие, вычленив из него физическую трансформацию. Следуя далее, вычленить из физической трансформации отдельно механическую (сжатие, разделение, вычленение, добавление…) и немеханическую составляющую (например, природные процессы: отражение, испарение, горение, таяние…). Содержание задания: 1 – выполнить механическую трансформацию первоэлемента № 1 (z.b., окно) 2 – выполнить немеханическую трансформацию первоэлемента № 1(z.b., окно) 3 – создать композицию из механической и немеханической трансформации первоэлементов № 1 и № 2(z.b., окнои колонна)

  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20
Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке