Содержание
-
№1 Задачи литературного развития дошкольников
Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечивать усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него (приемы работы педагога) Воспитывать способность понимать и чувствовать настроение автора произведения. Формировать первоначальные представления о жанрах, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке. развивать способность к восприятию произведений разных жанров Развивать поэтический слух: улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность художественных произведений.
-
№1 ФГОС ДО о литературном развитии детей
* Художественно-эстетическое развитие предполагает : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественной литературы как произведений словесного искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. * Социально-коммуникативное развитие направлено: на стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, формирование эмоционального интеллекта. * Речевое развитие включает: владение речью как средством общения через знакомство с детской литературой. * Познавательное развитие предполагает: развитие любознательности, познавательной информационной мотивации.
-
№2 Основные формы художественной деятельности:ВОСПРИЯТИЕ ИСПОЛНЕНИЕТВОРЧЕСТВО«Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия» (А.В.Запорожец)
ВОСПРИЯТИЕ художественного произведения: 1 этап – постижение читателем смысла текста; 2 этап – воздействие самого текста на читателя
-
№2 Стадии в развитии восприятия художественной литературы(В.Г.Белинский, О.И.Никифорова)
Стадия «восторг»: непосредственное, эмоциональное, сердечное восприятие текста (в основе - работа воображения ) Стадия «истинное наслаждение»: произведение воспринимается рассудком, происходит анализ и обобщение текста, т.е. интеллектуальное постижение текста (в основе - мышление) Стадия «Воздействие текста на личность читателя»: влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание)
-
№3. Компоненты литературного развития
Наличие и особенности читательского интереса Активное восприятие ребенка и его интерпретация художественного произведения (т.е. отношение ребенка к художественному произведению) Способность ребенка к использованию, отражению литературного опыта в самостоятельной деятельности Характеризуется с позиций широты, глубины, осознанности, избирательности Характеризуется эмоциональной , образной, речевой и познавательной активностью ребенка Проявляется в разных видах деятельности ребенка (самостоятельные игры, изобразительная, театрализованная деятельность, общение, сочинительство и т.п.)
-
№4 Воздействие художественного текста на литературное и общее развитие ребенка
Литература: - как средство развития речи; - как средство познавательного развития и формирования интеллекта; - как средство развития эмоционального интеллекта; - как вид искусства (развитие словесного творчества)
-
№11 Организация проектной деятельности
Проект: Добрая книга Выставка книг родителей «Книга моего детства» Составление детьми и родителями сказок «Колобок на новый лад» Изготовление книг. Выставка-презентация книг. Совместная театрализованная деятельность детей и родителей по сказкам: «Колобок и подснежники», Колобок-артист» и пр.
-
№9 История создания книг
-Книги на Руси писали от руки долго и терпеливо, их было немного, люди бережно относились к ним. Переплет был из досок, обтянутых кожей и украшенных каменьями. -Об изобретении печатного станка – важном событии в России. Друкарь (печатник) Иван Федоров и его первая детская книга «Азбука». -Современные книги (с надувными страницами, книги- элерманы, книжки-вырубки, книжки-панорамы, книги- стикерсы, видеокниги )
-
№12 Организация работы поознакомлению детей с биографией и творчеством писателя
Постоянно перед чтением называть автора(не требовать от детей младшего возраста повторять его имя). Напоминать о знакомых детям произведениях автора перед знакомством со следующим («Зима в поэзии А.С.Пушкина») Не следует называть детям даты, т.к. хронология им еще не доступна («Это было очень давно). Иметь портреты и подборки иллюстраций разных художников. Использовать рассказы о писателе, написанные специально для детей. Не заканчивать беседу сведениями о детских (А. Пушкин и его няня)или юношеских годах писателя (учеба в лицее), поговорить и о творчестве (литературные сказки А.С.Пушкина) Периодически устраивать выставки книг , рисунков детей, викторины и литературные вечера по произведениям одного автора или произведениям на одну тематику:«Книги о дружбе», «Что за прелесть эти сказки» (старший дошкольный возраст).
-
№12 (продолжение)
7. По возможности организовывать экскурсии к памятным местам, связанным с данным автором( улица, музей, библиотека или школа имени…) 8. Иметь подборки дидактических игр («Собери сказку», «Закончи отрывок), настольно-печатных игр («Лото из сказок», «Сказочное домино»), кроссвордов для углубленной работы над произведением. 9. Иметь подборку пословиц, поговорок к произведениям автора («Друзья в беде познаются» С.Маршак «Кошкин дом») 10. Посещение библиотек, театров. 11. Организация книгоиздательской деятельности с детьми. Альбомы с рисунками детей (персонажи, эпизоды из произведений, обложки к книгам автора). 12. Прослушивание аудиозаписей, просмотр м/ф. 13. Игры-инсценировки детей и драматизации отрывков произведений автора.
-
№13 Этапы ознакомления с х/л
Дидактическая игра «Кто лишний?» Цель: Упражнять детей в узнавании персонажей определенного литературного произведения. Материал: карточки, на которых изображены по 3-4 сказочных персонажа или их силуэты: (2-3 персонажа из одной сказки и один из другой) Ход игры: дети рассматривают карточки и определяют, кто из персонажей лишний, объясняя свой выбор, например: -Здесь лишний Иван-царевич, потому что его нет в сказке «Гуси-лебеди»; -Здесь лишний медведь, потому что он не из сказки «Лиса и журавль.
-
Дидактическая игра «Собери сказку» Цель: Упражнять детей в составлении сюжетной картинки к задуманной сказке. Материал: Листы цветного картона для выкладывания на них изображений; подборка изображений сказочных персонажей, деревьев, избушек, животных и др.предметов для составления картинок, соответствующих определенному сюжету разных сказок. Ход игры: Дети выкладывают сюжетную картинку. После выполнения задания каждый ребенок описывает сюжет выбранной им сказки, и все вместе обсуждают правильность изображения.
-
Дидактическая игра «Спроси меня» или «Кто больше придумает вопросов по сказке?» Цель: Учить детей задавать вопросы, вспоминая содержание сказок. Развивать диалогическую речь. Материал: подборка иллюстраций к сказкам, хорошо знакомых детям. Ход игры: Дети по очереди придумывают вопрос по иллюстрации к сказке. Красный жетон получает тот, кто задает интересный вопрос, а синий жетон тот из детей, кто первый грамотно ответит на вопрос.
-
Настольные игры: «Лото из сказок», «Сказочное домино» , «Колобок» и другие (с передвижением), «Разложи по порядку и расскажи сказку» (моделирование) Задачи: -Упражнять детей в умении узнавать и называть сказку по картинке -Учить кратко описывать сюжет сказки, используя образные выражения
-
№14 Особенности драматизации литерат. произведений детьми
Младшая группа: С помощью воспитателя инсценирует и драматизируетнебольшие отрывки из народных сказок, песенок. Средняя группа: Пытается интонационно выделять речь тех или иных персонажей, участвуя в драматизациях и инсценировках. Старшая группа: С удовольствием участвует в чтении текста по ролям, в инсценировках. Подгот. группа: Совершенствует художественно-речевые исполнительские навыкипри чтении стихотворений и в драматизациях: эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.
-
№15
-
№18 Роль дидактической игры при ознакомлении детей 3-его г.ж. с потешками
Планировать дидактические игры, связанные с содержанием произведения, для лучшего восприятия его детьми Д/игра «Кто что ест?», «Встречаем гостей» перед чтением потешек: «Сидит белка на тележке», «Травка-муравка», стихотворения «Маша обедает» С.Капутикян Д/игры «Кто где спит» после чтения потешки «Вот и люди спят»
-
№19 Присказка как элемент композиции сказки
-Кого в давние времена называли сказочниками? -Как и с чего он начинал сказывать? (разбор слова «при-сказка») -Для чего перед сказкой рассказывалась присказка? (привлечь внимание, сосредоточить на сказке слушателей) -Об особенностях присказки (красивая, интересная, смешная)
-
№19 Примеры присказок
СУНДУЧОК, СУНДУЧОК, ПОЗОЛОЧЕННЫЙ БОЧОК, РАСПИСНАЯ КРЫШКА, МЕДНАЯ ЗАДВИЖКА ! РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ ! МОЖНО СКАЗКУ НАЧИНАТЬ ! ТИШЕ, ТИШЕ ! СВЕТ ПОГАС, НАСТАЕТ ВОЛШЕБНЫЙ ЧАС. ДВЕРЬ, ОТКРОЙСЯ ! СВЕТ, ЗАЖГИСЬ ! СКАЗКА, В ГОСТИ К НАМ ЯВИСЬ ! ЗДЕСЬ У ЛЕСА, НА ОПУШКЕ НАЧИНАЕТ СКАЗКА ПУТЬ. ХОДЯТ ТИХО ВСЕ ЗВЕРЮШКИ, ЧТОБЫ СКАЗКУ НЕ ВСПУГНУТЬ! БЫЛО ЭТО ТАМ, ГДЕ И НЕ БЫЛО, ЗА МОРЕМ АККУРАТ, ДА ЕЩЕ ТРИ ШАГА НАЗАД… В СТАРЫЕ ГОДЫ, КОГДА РЕКИ ТЕКЛИ МОЛОКОМ И МЕДОМ, ВОЛК ПАССЯ С ОВЦОЮ, А КУРИЦА К ЛИСЕ В ГОСТИ ХОДИЛА, ЖИЛИ-БЫЛИ… ЛЕТАЛА СОВА-ВЕСЕЛАЯ ГОЛОВА; ВОТ ОНА ЛЕТАЛА И СЕЛА, ДА ХВОСТИКОМ ПОВЕРТЕЛА, ДА ПО СТОРОНАМ ПОСМОТРЕЛА, И ОПЯТЬ ПОЛЕТЕЛА; ЛЕТАЛА, ЛЕТАЛА И СЕЛА, ХВОСТИКОМ ПОВЕРТЕЛА, ДА ПО СТОРОНАМ ПОСМОТРЕЛА… ЭТО ПРИСКАЗКА, СКАЗКА ВСЯ ВПЕРЕДИ. Давным-давно, предавно, когда свиньи пили вино, а мартышки жевали табак, а куры его клевали и от этого жесткими стали, а утки крякали: кряк-кряк! – жили-были… (АНГЛИЙСКАЯ ПРИСКАЗКА)
-
№20 Сравнение как художественный прием при чтении природоведческой литературы (со средней группы)
Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим. Писатели – природоведы: В.Бианки, Е.Чарушин, Ю.Дмитриев и др. (с детства вели наблюдения, записывали их в Дневник, писали рассказы и сказки для детей) Рассказ «Рябчик» Н.Сладкова (чтение, выделяя голосом сравнения, подчеркивая их): «Рябчик – это лесная курочка ряба. … вылупились рябчата: дюжина живых одуванчиков на быстрых ножках, шариками покатились за курочкой рябой.» -Кто такой рябчик? Как выглядит рябчик? Почему птенцы рябчика названы одуванчиками и шариками? Учить использовать сравнения в речи, находить их в стихотворениях.
-
№21Приемы ознакомления детей со сказками
-
№21 Рассказывание сказки с использованием фигурок для фланелеграфа
Учим слушать и следить за действиями взрослого Упрощается восприятие сказки детьми Внимание детей фиксируется на содержании - После рассказывания оставлять фигурки для свободного пользования детьми
-
№21,23 Чтение сказки и рассматривание иллюстраций
Цель: Учим слушать и наблюдать за сменой картинок, узнавать персонажей, вспоминать их поступки -Картинка должна следовать за словом, а не наоборот (исключение – показ обложки до чтения) - Использование соответствующих иллюстраций до чтения при объяснении детям непонятных слов, незнакомых вещей. - После рассматривания иллюстраций к некоторым сказкам словесный материал усваивается очень интенсивно - Иллюстрация помогает понять и воспроизвести образ персонажа (Медведь раздавил теремок, Маша обманула медведя)
-
№21,23 (продолжение) Рассматривание иллюстрации другого художника – графика. Разговор с детьми по сказке
Помочь вспомнить содержание сказки, поведение персонажей Учить детей отвечать на вопросы, глядя на картинку: - Как звали медведя-папу? - Кто так говорил про свой стул - медведь или медвежонок? (грубым или писклявым голосом «Кто сидел на моем стуле…?»)
-
№21 Рассказывание сказки с элементами инсценировки
Учить игровым действиям с предметами настольного театра или игрушками «Поиграем в сказку» (должны быть декорации) Возможна замена одного из персонажей для определения степени внимания детей («Теремок», «Репка»)
-
№21 Рассказывание сказки или повторение отрывков с элементами драматизации
Учить имитационным движениям, развивать мимику и поощрять речевые высказывания детей, проговаривание фраз детьми. Формировать интонационную выразительность речи. Например: «Вернулись медведи домой и решили пообедать…»
-
№21 Чтение или рассказывание с присказкой, но без показа иллюстраций
Развиватьу детей слуховое восприятие, поощряя речевые высказывания по ходу чтения и ответные реакции на эмоции взрослого - Раз, два, три, четыре, пять! Будем сказку начинать! - Здесь у леса на опушке начинает сказка путь, ходят тихо все зверюшки, чтобы сказку не вспугнуть! - Ай-ду-ду, сидит ворон на дубу, он играет во трубу. Труба точеная, позолоченная, песня ладная, сказка складная!
-
№21 Дидактические игры по сказке
Учить узнавать и правильно называть героя: «Найди такую же картинку», «Кто живет в этой сказке?» Помочь ребенку вспомнить сказку, персонажей: «Кто живет в теремке?», «Разложи по порядку», «Прокати Колобка по дорожке», «Кто кого позовет?», «Я начну, а ты продолжай», «Собери сказку»
-
№21 Привлечение детей к самостоятельному рассказыванию сказки
Взрослый ведет рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал и добавляя пропущенное Многие эпизоды дети могут упускать, не понимая мотивы поведения или переживания героя
-
№25 Старший дошкольный возраст
- Использовать присказки, концовки - В беседе оценить некоторые эпизоды, повторить наиболее интересные сравнения, эпитеты, сказочные обороты речи (языковая особенность жанра) - Словесные зарисовки: дети рассказывают, какие картинки они бы нарисовали к данной сказке - Предложение припомнить и рассказать самый смешной (грустный, страшный) эпизод Драматизация сказки или отрывков Обращать внимание на особенности языка (повторы, зачин, концовки) Сравнивать жанры: сказку и рассказ
-
№24 Принципы отбора литературных произведений
1.Знакомить с изданиями различного формата, включая книжки-игрушки, в т.ч со звуковыми эффектами. 2.Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. 3.Идейность детских книг (соответствие задачам воспитания любви к Родине, людям, природе) 4.Высокое художественное мастерство, образцовый литературный язык. 5.Доступность возрастным и психологическим особенностям детей.
-
№24 Отбор литературного материала для детей раннего возраста
Русские народные песенки, потешки, заклички, фольклор народов мира Русские народные сказки (обработки К.Ушинского, М.Булатова) Стихи и маленькие рассказы поэтов и писателей России и других стран (Л.Толстой, В.Сутеев, И.Токмакова, В.Бианки, А.Барто, В.Берестов, Н.Томилина С.Капутикян и др.)
-
№24 Отбор литературного материала
Младшая группа Русские народные песенки, потешки Русские народные сказки и сказки народов мира Стихи и маленькие рассказы отечественных поэтов и писателей Средняя группа Произведения малых фольклорных форм (добавлены считалки, скороговорки, загадки) Несколько басен Л.Толстого Сказки и короткие рассказы (преимущественно о животных) Литературные сказки Стихотворения (в т.ч. много о природе в разные времена года)
-
№24 Отбор литературного материала
Старшая группа Считалки, скороговорки, загадки Русские народные волшебные сказки (использование народных песенок в качестве присказок) Авторские сказки Рассказы о детях, о взаимоотношениях в мире людей, животных, юмористические рассказы Н.Носова, В.Драгунского и др. Чтение «толстой» книжки по главам Подготовительная группа Произведения игрового фольклора (прибаутки), календарные обрядовые песни, небылицы, былины,басни Волшебныеи литературные сказки Повести (главы) Стихи, учитывая интерес детей данного возраста к поэтическому слову Книги, рассчитанные на длительное чтение Словари, энциклопедии
-
-
№26 Технология моделирования (ст. дошк. возраст)
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
-
-
№28 Технология ознакомления детей мл. возраста со стихотворными произведениями
1. Подготовить детей к восприятию текста (объяснение незнакомых слов, звукоподражание, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра) 2. Привлекательная мотивировка и выразительное чтение текста (без беседы о прочитанном). 3. Чтение и разговор воспитателя с детьми о прочитанном с целью уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста. 4. Чтение стихотворения, поощряя желание детей проговаривать вместе с взрослым запомнившиеся слова, словосочетания. 5. Повторное чтение (3-4 раза) в разных ситуациях.
-
№27 Этапы обучения стихосложению
Чтение детских энциклопедий об объекте сочинения и рассматривание «альбомов впечатлений». Лепка, аппликация, рисование объекта сочинения. Подбор слов к объекту сочинения (порхает, летает, садится, кружится; легкая, порхающая, воздушная, лепесток, пестрая красавица) и запись в словарик-блокнот. Сочинение по плану художественного произведения в блокнотик: -Жила-была……………? -Какая…………………….? -Что делала…………….? -С кем общалась…….? -Вывод. 5. Изготовление книжек-малышек, открыток и т.п., используя различные изобразительные техники.
-
№27 Диагностика способностей стихосложения
Младшая группа (IХ – V) Ребенок рассматривает предметные картинки(лягушка, подушка, мак, лук, кот, рак), называет изображения по очереди вслух, а затем похожие по звучанию слова (2, 3-4 слова). Средняя группа (V) Из двух выбранных ребенком картинок он составляет словосочетание (по наводящим вопросам или сам) и подбирает к нему рифму. Старшая группа (V) После рассматривания иллюстраций к сказкам, ребенок выбирает одну, составляет первую строчку, затем подбирает к ней следующую, чтобы получился стишок (двустишие или четверостишие). Подготовительная группа Составление в течение учебного года стихотворений, загадок, поздравлений и оформление детских книжек.
-
Способы рифмовки
Смежная (ААББ) Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Кольцевая (АББА) Господь, я волк или овца? Идти мне в стадо или в стаю? Не знаю, Господи, не знаю И не узнаю до конца. Холостая (АВСВ) Костры осенние Туманом стелятся, Любовь закончилась, А мне не верится. Перекрёстная (АБАБ) Давно я расстался с любимой моей, Но помню ту девочку юную… Зачем обманул ты меня, соловей, В ту ночь ослепительно- лунную…
-
Смешанная рифмовка (ААБА)
Общаясь с дураком, не оберешься срама, Поэтому совет ты выслушай Хайяма: Яд, мудрецом тебе предложенный, прими, Из рук же дурака не принимай бальзама. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало.