Содержание
-
Презентация опыта работы по теме: «Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения»
Кишинька Елены Валентиновны, учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» посёлка Троицкий
-
Проблема
Несформированность или возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей приводят в младшем школьном возрасте к специфическим нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
-
Условия возникновения
Возникновение опыта связано с тем, что на протяжении нескольких лет при наборе прослеживалось увеличение детей с диагнозом: ОНР, III уровень речевого развития, стертая форма дизартрии, у которых нарушения произношения сочетались с нарушением фонематического восприятия, несформированностью фонематических процессов. Работа по коррекции звукопроизношения и формированию фонематических представлений у детей сопрягалась с определенными трудностями и, как следствие, на выпуске детей в школу, прослеживался невысокий процент чистой речи. Выявленные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей требовали обязательной коррекционной помощи со стороны учителя-логопеда. Поэтому встал вопрос о поиске более эффективных методов формирования фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи.
-
Цель:
создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения
-
Задачи
изучение методологических основ формирования фонематических процессов в научной литературе; обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; подбор эффективных методов и приемов по развитию фонематических процессов у дошкольников; определение эффективности работы по формированию фонематических представлений в процессе использования дидактических игр и игровых упражнений.
-
Ведущая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения, которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
-
Технология опыта
В группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается достаточно высокий процент детей, у которых имеются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и её восприятия. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет её смазанность и неотчётливость. Формирование фонематических представлений является одной из основных задач в системе коррекционной работы.
-
Цели и задачи I этапа работы
Цель : развитие фонематического восприятия (фонематического слуха, фонематического представления, фонематической дифференциации и обобщения). Задачи : - развитие слухового восприятия на примере различения неречевых и речевых звуков; -развитие фонематического слуха, определяющего становление способности различать оппозиционные звуки как изолированные, в отрыве от звуковой модели слова; - формирование оптико-пространственной ориентировки; - обучение приемам моделирования и анализа состава предметного, изобразительного, графического ряда.
-
Узнавание неречевых звуков
Внимательно послушайте с ребёнком шум ветра, плеск воды, шелест бумаги, звон колокольчика , скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребёнку закрыть глаза , прослушать ещё раз звуки и отгадать, что звучало
-
Ветер
-
Монета
-
колокольчики
-
Молоток
-
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
Игра «Узнай свой голос». Записать на диктофон голоса близких людей и голос самого ребёнка. Прослушать голоса и попросить его угадать, кто сейчас говорит. Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: малыш сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
-
Скажи за героя сказки
-
Моделирование и анализ предметного ряда
Задачи: развивать слуховое, зрительное внимание и память; формировать фонематические представления; способствовать усвоению значений слов “ряд”, “слева”, “справа”, “после”, “между”, “начало”, “середина”, “конец”; обучать моделировать и анализировать состав предметного ряда; закреплять умение детей осуществлять порядковый и количественный счет от 1-3 на материале предметного ряда.
-
-
Цели и задачи II этапа
Цель : формирование фонематического анализа и синтеза. Задачи : - Обучение простым формам фонематического анализа: - выделение звука на фоне слова; - выделение первого и последнего звука в слове. - обучение сложным формам фонематического анализа: - определение места звука в звукосочетаниях, слогах и словах; - определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах и односложных словах; - определение количества звуков в односложных словах. - формирование навыка синтеза звуков в звукосочетания, слоги и односложные слова. - формирование фонематических представлений.
-
Выделение звука на фоне слова
-
Выделение первого и последнего звука в слове
-
Выбери слова, которые начинаются со звука «А»
-
Определение места звука в звукосочетаниях, слогах, словах
АУЫ; ИУА; ОЫУ ПА; ОП; ПУ В СЛОВАХ
-
Определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах, словах
ИОА; ОАИ; АИО КА; АК В СЛОВАХ
-
ИОА; ОАИ; АИО КА; АК В СЛОВАХ
-
Определение количества звуков в односложных словах
-
Формирование навыка синтеза звуков в звукосочетаниях, слогах, словах
-
Цели и задачи III этапа
Цель: развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов. Задачи: научить ребенка с ОНР ориентироваться в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой. формировать у дошкольников навыка чтения и письма («печатания»)
-
Результативность
Данный опыт работы показывает, что системность применения предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на формирование фонематических представлений у дошкольников. Дети поступают в школу имея сформированный фонематический слух и исправленное звукопроизношение. Показатель выпущенных детей с чистой речью (2008-2010 уч. год) увеличился по сравнению с предыдущим выпуском (2006-2008) с 54% , до 80% на контрольном этапе данного опыта. А низкий уровень уменьшился в итоге на 26%.Положительный результат в работе свидетельствует об эффективности разработанной системы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.