Содержание
-
Опыт Ярославской области по апробации профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослыхЗолотарева Ангелина Викторовна, ректор ГОАУ Ярославской области Институт развития образования, д.п.н., профессорe-mail: ang_gold@mail.ru
-
Актуальность разработки ПС Поэтапная замена ЕКСД, ЕТКС на ПС План разработки профессиональных стандартов, п.12 (Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2012)
-
Трудовая функция (ТФ) – система трудовых действий в рамках ОТФ Вид профессиональной деятельности (ВПД) - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта* ОТФ ОТФ ОТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ * Приказ Минтруда России от «29» апреля 2013 года № 170н
-
ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ОТФ ОТФ ОТФ = ТФа+ТФв+...ТФn должность = ТФс+ТФd+...ТФk ОТФ ТФ - трудовая функция ОТФ – обобщенная ТФ Цель (задача) «типоваядолжность» Функция (отф, тф) Методические рекомендации: «Возможные наименования должностей» - примеры наименования должностей работников, выполняющих данную ОТФ
-
ПС 5 Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, стимулировать качество труда работников (в т.ч. путем НСОТ, эффективного контракта), получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство: формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост Сфера образования: формировать и обновлять ФГОС и образовательные программы, разрабатывать ФОСы, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей) Кому и зачем нужны ПС?
-
Реализация профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых осуществляется в следующих условиях:
в процессе подготовке кадров в учреждениях ВПО или СПО; в процессе осуществления профессиональной деятельности в образовательных организациях (внутрифирменные формы работы с кадрами, формы контроля и др.); в процессе переподготовки и повышения квалификации кадров в учреждениях ДПО; в процессе аттестации кадров. Реализация ПС должна осуществляться комплексно, включая все условия подготовки, их преемственность, организацию процесса непрерывного развития кадров ДОД в регионе
-
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38994
-
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Организационно-методическое обеспечение реализации ДОП Организационно-педагогическое обеспечение реализации ДОП Профессиональный стандарт педагога сферы ДОД предлагает следующие обобщенные трудовые функции: Педагог дополнительного образования Методист Педагог-организатор
-
Направления апробации ПС
-
-
Вариативные модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы ДОД
Вариативная модель подготовки бакалавра по одному профилю для сферы ДОД (педагог-организатор, социальный педагог). Вариативная модель подготовки бакалавра по двум профилям для сферы ДОД (педагог дополнительного образования и учитель-предметник). Вариативная модель подготовки магистра для сферы ДОД (методист, руководитель). Вариативная модель переподготовки педагогических кадров ДОД. Вариативная модель повышения квалификации педагогических кадров ДОД.
-
В основе подготовки и профессионального развития педагога лежат идеи компетентностного подхода
идея компетентностного подхода – это, прежде всего, идея открытого заказа на содержание образования; в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях; равновесие между образованием и жизнью видится в смещении конечной цели образования со знаний на интеллектуальные деятельностно-практические умения – компетентность; компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность» ; сегодня на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а именно способность выполнять определенные функции.
-
Компетентностная модель педагога дополнительного образования детей и взрослых
Общие (ключевые , базовые) компетенции; Ключевые профессиональные компетенции (для широкой области профессиональной деятельности); Специальные компетенции (для конкретных сфер, профилей деятельности)
-
Перечень специальных компетенций педагога сферы ДОД (уровень бакалавра сферы ДОД и предметной сфере)
Специальные компетенции педагога ДОД в соответствии с трудовыми функциями Способен самостоятельно или в составе комиссии проводить набор и отбор на обучение по дополнительной общеобразовательной программе (ДОП) Способен разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы Способен реализовать дополнительные общеобразовательные программы Способен осуществлять педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы Способен планировать и реализовать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся Готов реализовать и проводить досуговые мероприятия Готов вести документацию, обеспечивающую реализацию дополнительной общеобразовательной программы Готов обеспечивать безопасность обучающихся на занятиях и досуговых мероприятий Специальные педагогические компетенции в предметной сфере (технология) Способен ориентироваться в современных тенденциях развития техники и технологии Способен анализировать эксплуатационные и технологические свойства материалов, выбирать материалы и технологии их обработки Способен осуществлять эксплуатацию и обслуживание учебного технологического оборудования с учетом безопасных условий и при соблюдении требований охраны труда Способен к предпринимательской деятельности в сфере образовательных услуг …….. и т.д.
-
Перечень специальных компетенций педагога сферы ДОД (уровень магистра, профиль - методист)
Готов к изучению и анализу рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, разработке программ и инструментария изучения рынка услуг способен к руководству и разработке дополнительных общеобразовательных программ для детей с разными образовательными потребностями готов к методическому сопровождению деятельности педагогов дополнительного образования детей и взрослых способен к контролю и оценке качества разработанных методических материалов, программно-плановой документации готов к организации методической работы в форме методических объединений, кафедр и других аналогичных структур готов к организации и проведению мероприятий по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников сферы дополнительного образования способен анализировать занятия и досуговые мероприятия в дополнительном образовании детей и взрослых
-
Модули профессионального блока формирования компетенций педагога ДОД(учебные программы и УМК дисциплин бакалавриата)
Концептуальные и нормативно-правовые основы дополнительного образования Организационно-педагогические основы дополнительного образования детей Современные технологии дополнительного образования детей Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в системе дополнительного образования Дети с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании Социально-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования Основы интеграции и сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования Учебно-методическое и документационное обеспечение дополнительного образования детей
-
Примеры технологий формирования компетенций педагога сферы ДОД
Способен самостоятельно или в составе комиссии проводить набор и отбор на обучение по ДОП Способен разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы Способен реализовывать дополнительные общеобразовательные программы Способен осуществлять педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы Способен планировать и организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся Готов организовывать и проводить досуговые мероприятия Готов вести документацию, обеспечивающую реализацию дополнительной общеобразовательной программы Готов обеспечивать безопасность обучающихся на занятиях и досуговых мероприятий Самостоятельная работа Проектные технологии Кейс-стади Проведение исследования Портфолио Карта профессионального развития Игровые технологии Групповая дискуссия Презентация
-
Технологии обучения и оценивания взаимосвязаны
Технологии обучения - Игротехнические методы ; - Проектные технологии; - Реферат, эссе; - Презентация Технологии оценивания - Компетентностный тест; - Портфолио; - Кейс-измерители; - …… Технологии должны обеспечивать формирование как простых (отдельных компетенций), так и комплексных требований (кластера компетенции) !!! Технологии формирующего оценивания
-
Концепция и учебные пособия подготовки кадров для сферы ДОД
-
Реализация ПС в условиях дополнительного профессионального образования
Тематика курсов повышения квалификации: Изучение и формирование социального заказа на дополнительное образование детей Формирование проектировочной компетенции педагога дополнительного образования детей и взрослых Тьюторское сопровождение развития одарённого ребёнка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования Воспитательная деятельность в учреждениях дополнительного образования детей Индивидуальный образовательный маршрут ребенка в условиях ДОД Современные подходы к организации и развитию техносферы дополнительного образования детей Тематика курсов переподготовки: Переподготовка педагогических кадров к деятельности в сфере ДОД (250 час.) Переподготовка непедагогических кадров (инженеров, военных, спортсменов и др.) к педагогической деятельности в сфере ДОД (500 час.)
-
Апробация внутрифирменных форм реализации ПС педагога дополнительного образования детей и взрослых в организациях, реализующих программы ДОД
Выявление внутрифирменных форм реализации ПС дополнительного образования детей и взрослых в организациях, реализующих программы ДОД Выявление форм внутрифирменного контроля компетенций педагога ДОД (пакета инструментов для отслеживания уровня сформированности компетентностей педагогических работников ОО) Исследование, описание и представление результатов отслеживания сформированности специальных компетенций и результативности реализации ПС в процессе внутрифирменных форм работы с кадрами
-
Апробация ПС педагога дополнительного образования детей и взрослых в процессе процедур аттестации
Разработка регионального Положения об аттестации педагогов дополнительного образования детей и взрослых в соответствии с профессиональным стандартом (ПС) Выявление набора специальных компетенций педагога дополнительного образования детей и взрослых в соответствии с профессиональным стандартом (ПС), подлежащих аттестации Описание признаков проявления специальных профессиональных компетенций педагогических работников сферы дополнительного образования детей, которые будут отслеживаться в процессе аттестации Определение комплекса показателей и пакета инструментов оценки результативности их профессиональной деятельности в процессе аттестации Описание опыта аттестации педагогов дополнительного образования детей и взрослых (реализации аттестационных процедур и пакета инструментов для отслеживания уровня сформированности компетенций педагога ДОД) Исследование, описание и представление результатов отслеживания сформированности специальных компетенций и результативности реализации ПС в процессе аттестации
-
Спасибо за внимание!