Презентация на тему "АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Включить эффекты
1 из 60
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    60
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Слайд 1

    АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

  • Слайд 2

    ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (конец IY вв. до н.э. – Y в. н.э.)

    Философия - способ улучшить жизнь Философские школы: Менее идеалистичны Меньше занимались поискам идеальной истины Уделяли больше внимания взлетам и падениям повседневной жизни. Вопрос для них стоял не в том, что есть реальность, а в том как лучше всего жить в этой реальности.

  • Слайд 3

    Философские школы эпохи эллинизма

    Эпикуреизм –философия сознательного убегания от боли Стоицизм –философия отказа от управления происходящим Скептицизм – философия сомнения в собственных мыслях, в авторитете тех, кто утверждает, что что-то знает, призванная защитит человека от ложных убеждений Неоплатонизм - философия мистически-интуитивного познания высшего, оказавшая значительное влияние на становление христианского вероучения

  • Слайд 4

    Школа скептиков – 4 в. до н.э. по 3 в.н.э.

    Острое ощущение непознанности, переходящее в непознаваемость мира Осознание относительности даже самых устойчивых представлений о мире . Возникает как результат разочарования познания посредством разума Скептик – ищущий, исследующий, рассматривающий…

  • Слайд 5

    Основные положения:

    Окружающий мир для нас не познаваем, мы можем говорить лишь о внешней видимости. Ни о чем мы не можем утверждать ничего определенного. Поскольку невозможно познать суть вещей – мы не можем говорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом.

  • Слайд 6

    Всякому нашему утверждению

    о предмете или явлении может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. На любое»Да» - всегда найдется «Нет». А потому бесполезно найти какую-то точку зрения, одинаковую ценность…

  • Слайд 7

    Пиррон из Элиды (ок.360-270 гг.)

    древнегреческий философ, основатель скептицизма (пирронизма) «Мы, греки, изнемогаем в погоне за счастьем, – а здесь, по эту сторону моря, оно осуществляется на деле; только умерев для жизни, только отринув беспокойную волю, может человек наслаждаться миром. Какой же путь должна избрать наша душа, чтобы достигнуть своего идеала?».

  • Слайд 8

    Пиррон систематизировал все виды сомнений Хотя он начал с идеи, что мы ничего не можем знать, он стремился понять – как это знание определяет наш образ жизни.

  • Слайд 9

    Сомнение во всем

    должно избавить людей от ненужных забот, тревог и заблуждений. Человека, во всем сомневающегося, ничто в этом мире не может взволновать или огорчить.

  • Слайд 10

    Нужно воздержаться от каких-либо суждений Не присоединяться ни к какой точке зрения В результате - атараксия (основной принцип жизни) Безмятежность - такое безразличие достигается путем самовоспитания. Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страдания. Атараксия – единственно доступное для философа счастье.

  • Слайд 11

    Через осознание факта, что ничему нельзя доверять в этом мире, скептики способствовали достижению отрешенности от внешнего мира. Если мы поймем, что в мире нет ничего определенного, то будет легче отбросить свои ожидания относительно того, как все должно быть. Иногда, на практике – поступать так как принято, как все, действуя по обстоятельствам, ничего не доказывать – и в результате – конформизм –приспособленчество.

  • Слайд 12

    Один из главных аргументов скептиков в защиту того, что мы ничего не можем знать наверняка, заключался в том, что все, что мы видим вокруг, может быть только плодом воображения. Смысл этого парадокса в том, что все наши идеи о реальности могут быть просто идеями и ничем больше.

  • Слайд 13

    Если мы не можем доверять своим собственным чувствам, мы не можем доверять и мнению других людей. Скептицизм в измененной форме может быть важным и влиятельным подходом. Современная наука, во многом построена на скептицизме. Наука постоянно готова к тому, что гипотеза, которой пользуется научное общество для объяснения фактов, окажется ложной.    

  • Слайд 14

    Такой образ мыслей однако, не находил развития в течении нескольких веков. Тем не менее, древнегреческий скептицизм заложил прочный фундамент для науки, которая вновь будет зарождена в 16-м веке.

  • Слайд 15

    СТОИЦИЗМ – к.4-го в. до н.э. до 3-го в. н.э.

    Этапы развития: Ранняя Стоя (III-II вв.до н.э) Зенон Китионский, Клаенф, Хрисигл и др. Средняя Стоя (II-I вв. до н.э.) Панеттий, Посидоний Поздняя Стоя (I-III вв. н.э.) Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

  • Слайд 16

    Этическая концепция. Бог не отделен от мира и наполняет мир Мир единый организм, целостен, постоянно погружен в себя, сосредоточен… ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЖИТЬ СООБРАЗНО ПРИРОДЕ – УЙТИ В СЕБЯ.

  • Слайд 17

    ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЛИ – ВОЛЕ. ИЗ ВОЛИ ИСХОДЯТ СТОИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ – ИХ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ. Они необходимы, поэтому человеку нужно их постичь и принимать мир таким каков он есть. В мироздании все происходит по естественным законам, в нем все целесообразно ( и добро и зло).

  • Слайд 18

    Все происходящее предопределено судьбой. Не пытались изменить свою жизнь, но пытались жить в соответствии с превратностями судьбы. Покорность и выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод – есть высшее – ПРОЯВЛЕНИЕ СВОБОДЫ. Идеал – апатия.

  • Слайд 19

    ЧЕЛОВЕК ГОСПОДИН, А НЕ РАБ СВОИХ СТРАСТЕЙ

    Учись властвовать над собой ( как Сократ) Человек обязан отличать порок от добродетелей. Нужно следовать добродетели. Ничто не может лишить человека выбора. Абсолютная невозмутимость. Человек вовсе не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек должен быть всегда готов к ним.

  • Слайд 20

    Поэтому мудрецу

    присуща умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. ЭТО ОСНОВНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ перед лицом всемогущей судьбы… Важнейшей чертой является признание человеческих существ равными по природе суждение о личности только по личным достоинствам – собственно философское начало коренится в самом человеке.

  • Слайд 21

    Постоянное самосовершенствование. Идеал стоиков - Мудрец – поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира (благодаря своей просвещенности, добродетели и бесстрастию (апатии), самодостаточности (автаркии) Пытались осуществить свои взгляды Учение стоиков послужило одной из существенных основ раннего христианства.

  • Слайд 22
  • Слайд 23

    АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

  • Слайд 24

    ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА( 4 в.до н.э. – 5 в.н.э.)

    Эпикуреизм – философия сознательного убегания от боли Неоплатонизм - философия мистически-интуитивного познания высшего, оказавшая значительное влияние на становление христианского вероучения

  • Слайд 25

    ЭПИКУРЕИЗМ –конец 4-го в. до н.э. - сер. 4-го века н.э.

    гедонистическое направление в философии: наслаждение – добро, а то что не дает наслаждение – зло. Эпикуреизм, философские учения, исходящие из идей Эпикура.

  • Слайд 26

    Наиболее известные представители «САДА»

    1) школа Эпикура (4–3 вв. до н.э.) 2) греко-римский эпикуреизм (2–1 вв. до н.э. ) 3) эпикуреизм в Риме (1–4 вв. н.э., ). Тит Лукреций Кар

  • Слайд 27

    ЭПИКУР (341-270 до н.э.)

    - древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы "Сад ". Одно из самых влиятельных духовных течений в эпоху эллинизма Смысл и конечная цель человеческой жизни – в достижении удовольствия.

  • Слайд 28

    Эпикурейская школа

    Демократические порядки Основной метод преподавания - устные беседы, дополняемые и закрепляемые перепиской. "Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие - высшее благо"

  • Слайд 29

    Основные положения

    Реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению В пространстве реального есть место для счастья Счастье – это вытеснение страдания и беспокойства Для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем и ни в ком, кроме самого себя Для этого так же излишни государства, социальные институты, знатность , богатство и даже Боги.

  • Слайд 30

    Сочинения (ок. 300)

    Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные положения его учения, и ряд фрагментов «Письмо к Геродоту» (физика) «Письмо к Пифоклу» (выдержки из физики- астрономических и метеорологических) «Письмо к Менекею» (этика) "О природе« (37 книг) "Главные мысли" (40 афоризмов) "О предопределении" и др.

  • Слайд 31

    Философия:

    Логика – изучает каноны, согласно которым мы познаем истину Физика– изучает строение реальности Этика– изучает цель человека, счастье и способы его достижения.

  • Слайд 32

    ФИЛОСОФИЮ

    понимает и определяет как деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. "Пусты слова того философа, которыми не врачуются никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души"

  • Слайд 33

    Эпикур

    стремился создать практическое руководство для жизни (этику) для этого предназначалась физика физике служила логика. Учение о природе утверждает бесчисленность и разнообразие спонтанно развивающихся миров, являющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых существует лишь пустота. постулировал возможность случайного отклонения атома от закономерной прямой линии движения в пустом пространстве.

  • Слайд 34

    В «междумириях»

    обитают бессмертные и счастливые Боги, ведущие блаженное и безмятежное существование, равнодушные к посюсторонним страстям не вмешиваются в жизнь миров, являя мудрецам образец для подражания. Отрицал провидение и бессмертие души Почитал богов, убежденно провозглашая значимость святости и благочестия Боги не обращают внимания на поступки людей, поэтому вместо того, что бы беспокоится о Богах, нужно наслаждаться жизнью в силу собственных возможностей.

  • Слайд 35

    Вера в сверхъестественное

    является источником лишних страданий Мир появился в результате взаимодействия атомов , а не создан Богами людям нет смысла беспокоится о том, что Боги накажут нас за наши неправильные поступки на земле. Сами люди – это только группы атомов, которые так или иначе пришли в столкновение и соединились.

  • Слайд 36

    Душа и живые существа

    состоят из легчайших, тончайших и наиболее подвижных атомов. Душа рассыпается на отдельные атомы, когда мы умираем. загробной жизни нет беспокоиться об этом не надо. смерть не причиняет боль, т.к. после смерти мы уже не существуем.

  • Слайд 37

    Человек не испытывал бы потребности в изучении природы если бы его не страшили смерть и небесные явления. "Если бы нас нисколько не беспокоили подозрения относительно небесных явлений и подозрения относительно смерти, будто Она имеет к нам какое-то отношение, то мы не имели бы надобности в изучении природы» Все страхи не имеют силы в глазах истинного философа "Смерть - самое страшное из зол- не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем"

  • Слайд 38

    ощущения

    всегда истинны т.к. обусловлены объективной реальностью. Согласие с чувственными восприятиями и с основанными на них общими представлениями - подлинный критерий истинности знания. Познание природы, философские искания - не самоцель, они освобождают людей от суеверия, страха перед смертью и религиозных предрассудков.

  • Слайд 39

    Это является необходимой предпосылкой обретения человеком счастья и блаженства, в основании которых лежит духовное удовольствие Разум людей - бескорыстный дар Богов, полагающий приведение человеческих устремлений к согласию. Результат: удовольствие вместе со спокойствием и невозмутимостью Достижение подлинного благочестия

  • Слайд 40

    Под удовольствием

    понимается столько то, что не приносит телесных страданий. «Довольствуйся малым» С чувственными удовольствиями связана одна проблема - им постоянно сопутствует боль. Увлечение удовольствиями сверхмеры не всегда приводит к наслаждению. Переживание боли связано с устройством сознания. Важно иметь правильное представление о жизни, что бы ум был спокоен. Атараксия – отрешенность от проблем реального мира и гармония с самим собой. Проблема прекращения сознательной боли.

  • Слайд 41

    Эпикурецы

    не боялись смерти и загробной жизни, легко могли наслаждаться жизнью. Верили в личную свободу. Свобода – изначально заложена в мироздании (отклонения атомов) Люди свободны и могут передвигаться так как считают нужным Мудрые люди решают как себя вести будут ли они счастливы определенная дорога– определить какие удовольствия ведут в дальнейшем к нежелательным болям, вызывают напряжения и привязанности.

  • Слайд 42

    Ни Боги, ни общество

    не могут дать счастье человеку – оно в нем самом, в его духовных наслаждениях, в независимости от суетного и преходящего. Идеал – покой, пассивность, невозмутимость внутри себя, полное безразличие к миру. Состояния атараксии человек достигает в результате длительных тренировок – достигает – счастливой жизни – разумной, нравственной и справедливой, дающей безмятежность духа и здоровье тела

  • Слайд 43

    Удовольствия

    Естественные и необходимые – те что связаны с сохранением жизни (стремиться) Естественные, но не необходимые - те, что сверх естественных потребностей (ограничивать) Не естественные и не необходимые - все формы человеческого тщеславия (избегать)

  • Слайд 44

    К общественности (культовым традициям и государственным учреждениям), необходимо относиться дружественно и сдержанно ("Живи уединенно!"). Цель общества – ради самосохранения людей (но я свободен и могу уйти из общества) Ценили дружбу

  • Слайд 45

    Философия Эпикура

    предполагала работу в группе, когда все представители собирались вместе и рассуждали (беседы) о том, как достичь спокойствия. Сад был не только школой, но и своеобразной коммуной, в которой ученики жили постоянно, не выходя за пределы Сада, что бы достичь состояния атараксии, или спокойного ума.

  • Слайд 46

    "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией... Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени".

  • Слайд 47
  • Слайд 48

    Новое оживление и распространение Эпикуреизма происходит в эпоху Возрождения и продолжается в 17—18 вв. Эпикуреизм нередко получал и вульгарное толкование как культ чувственных наслаждений (в Древнем Риме, у философов Возрождения, французских просветителей).

  • Слайд 49

    НЕОПЛАТОНИЗМ (3-6 вв.)

    - философско-мистическое направление античной мысли соединяющее восточные учения с греческой философией синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, пифагореизма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии. Мистика, утонченная логика и абсолютная этика

  • Слайд 50

    Школы неоплатонизма

    александрийская (Аммоний Саккас) римская (Плотин, Порфирий) сирийская (Ямвлих) пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл).

  • Слайд 51

    Плотин (204/205—270 )

    В 244 ( Рим) - основал школу и начал преподавание. Здесь сложился круг его последователей, объединяющий представителей различных слоев общества и национальностей. В 265 предпринял неудачную попытку осуществить идею платоновского государства — основать город философов, Платонополь, который явился бы центром религиозного созерцания. В 259/260 - стал фиксировать собственное учение письменно ( «Эннеады»).

  • Слайд 52

    Основное философское содержание

    разработка диалектики платоновской Триады: Единое-Ум-Душа. иерархия бытия по нисходящей-восходящей ступеням: над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое, Благо. Единое эманирует в Ум Ум нисходит в Душу Образуются умственный и чувственный Космос.

  • Слайд 53

    Иерархическое строение истинно сущего бытия

  • Слайд 54

    Внутренняя структура самопознания:задача человека – в осознании своего заключения в материальном мире и в подготовке к выходу из него путем восхождения .

  • Слайд 55

    В Космосе совершается вечная жизнь в виде «истечения» и «нисхождения» бытия из высших сфер в низшие и обратного его «восполнения» и «восхождения» Эманация в материю необходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому.

  • Слайд 56

    Задача человека - преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма, теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза.

  • Слайд 57

    Неоплатонизм

    признает учение о переселении душ эманации Божества духовных иерархиях учит освобождению души из материи. элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало

  • Слайд 58

    В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и Неоплатонизм были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Неоплатонизм оказал мощное - прямое и косвенное - влияние на становление христианского вероучения и теизма в целом.

  • Слайд 59

    Оказал содержательное влияние на всю европейскую традицию на европейскую, арабскую, еврейскую философии. "В неоплатонизме греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира» (Гегель) В 20 в. Н. выступает специальным предметом исследования и реинтерпретации.  

  • Слайд 60
Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке