Содержание
-
Человек и общество
Соотношение биологического и социального в человеке. МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
-
Индивид
Индивид (от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греческого понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
-
Индивидуальность
Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
-
Черты индивидуальности
Психологические (темперамент, характер и т.д.) Биологические (раса, цвет кожи, пол и т.п.) Социальные (роли и статусы)
-
личность
Личность - это индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
-
Концепции происхождения человека
Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке. Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
-
Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным). Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
-
Основные отличия человека от животного
Человек обладает МЫШЛЕНИЕМ и членораздельной РЕЧЬЮ. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
-
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли; обладает прогностической способностью,т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; выражает ценностное отношение к действительности.
-
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.
-
Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
-
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
-
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
-
Потребности (пирамида А. Маслоу)
1 – еда, вода, отдых. 2 – безопасность. 3 – общение с себе подобными. 4 – уважение и самоуважение. 5 – самореализация.
-
А.Маслоу высказал идею, что существует закономерность в актуализации потребностей человека: пока не будут удовлетворены нижестоящие в иерархии, вышестоящие потребности останутся неактуальны. Так, если человек испытывает страх за свою жизнь, у него нет насущной потребности в общении с другими людьми.
-
Мировоззрение, его виды и формы
1.Внутренний (духовный) мир человека– совокупность эмоциональных состояний, знаний, ценностей и идеалов конкретного человека. 2. Структура внутреннего мира: познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
-
эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.) чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.) мировоззрение направленность личности
-
Направленность личности— это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль.
-
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
3.Мировоззрение– система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем: Структура мировоззрения:знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности Пути формирования: стихийный, осознанный. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое; Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.
-
ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление. Типы мировоззрения: Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
-
Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
-
МЕНТАЛИТЕТ
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека. 5. Менталитет– совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
-
Виды знаний
Обыденное (житейское)знание формируется у людей в ходе повседневной жизни и деятельности. К примеру, мы узнаем о том, что при очень сильном морозе надо снегом растирать лицо, чтобы не обморозить его; надо держать ноги в тепле, нельзя пить на ночь крепкий чай или кофе. Это и есть примеры обыденного знания. Особым видом знания является народная мудрость— накопленный и выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа. Народная мудрость находит свое отражение в пословицах, поговорках, притчах, сказках, песнях.
-
Очень важны для человека научные знания, которые нашли свое отражение в сформулированных учеными законах развития природы и общества. Каждый из предметов школьной программы дает основы знаний научной области. Научные знания отличает стройность, аргументированность, доказательность. Выделяют ученые и так называемые паранаучные знания. Это знания, получаемые нами из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов. Мифологические (религиозные) знания— еще один вид человеческих знаний. Миф в образной форме фиксирует представления людей о мире, человеке, сверхъестественном. Религиозное знание носит сакральный характер.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.