Содержание
-
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» комбинированного вида
«Что тебе и мне поможет звуки все произносить?» Познавательно-исследовательский проект Автор: Филоненко Инна Александровна, учитель-логопед р.п. Маслянино 2018
-
Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ…
-
Характеристика проекта:
Реализация проекта: 2-3- я недели апреля (две недели) Руководитель проекта: Филоненко И.А., учитель-логопед Тип проекта: краткосрочный Вид проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: Учитель-логопед, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников.
-
Актуальность: В настоящее время стёртая дизартрия очень часто встречается в логопедической практике. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы. При дизартрии нарушена подача нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего проявляется ограниченность подвижности органов речевого аппарата, в частности, языка и губ, которые возникают в результате неврологических патологий. Коррекция стёртой формы дизартрии невозможна без развития артикуляционной моторики. Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе выполнения движений. Актуальность проекта заключается в том, что благодаря артикуляционной гимнастике, которая является подготовительным этапом в коррекции звукопроизношения, её фундаментом, вырабатываются правильные, полноценные движения и определённые положения артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков.
-
Проблема:
В последние годы количество детей с нарушением речи в нашем детском саду неуклонно растёт. Недоразвитие артикуляционной моторики, проявляющееся в ограничении подвижности органов речевого аппарата, в частности, языка и губ, влечёт за собой нарушение звукопроизносительной стороны речи и в целом влияет на всё речевое развитие ребёнка. Дети испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, искажают слоговую структуру слова, а это может привести к проблемам при обучении в школе.
-
Цель и задачи проекта: Цель проекта: -Формировать у детей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов. Повысить мотивацию детей и их родителей к выполнению артикуляционной гимнастики дома. Задачи проекта: -Ознакомить детей с органами артикуляции и их роли в звукопроизношении. -Объяснить, с помощью чего можно развивать движения речевого аппарата. -Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения. -Познакомить детей с нетрадиционными способами проведения артикуляционной гимнастики. -Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
-
Ожидаемые результаты:
1.Дети будут иметь представление об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья; 2. Дети научатся выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков; 3. Использование традиционных, нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной моторики будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников. 4. Повышение грамотности родителей в вопросах оказания поддержки и помощи детям в коррекционном процессе.
-
Основная часть проекта
Подготовительный этап На данном этапе осуществляется: -анализ проблемы; -планирование проектной деятельности (тема, цель, задачи); -уточняется имеющаяся информация; -осуществляется подбор литературы, иллюстраций, пособий; -разрабатывается перспективный план. (Приложение № 1)
-
Основной этап
На данном этапе дети рассматривают органы артикуляции, выясняют, какую роль играют язык, губы и нос в произношении звуков (гласных и согласных), с помощью чего можно развивать движения речевого аппарата, знакомятся с профилями звуков.
-
Проведение экспериментов по значимости органов артикуляционного аппарата в образовании звуков
Эксперимент «Роль языка в образовании звуков» Цель: Доказать значимость языка в образовании звуков.
-
Эксперимент «Роль губ в образовании звуков».Цель: Доказать значимость губ в образовании звуков.
-
Эксперимент «Роль носа в образовании звуков»Цель: Показать детям, что нос участвует в образовании определённых звуков.
-
Знакомство детей с нетрадиционными приёмами проведения артикуляционной гимнастики.
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. с чайной ложкой
-
-
с конфетой «чупа-чупс»
-
-
с шариком (бусинкой)
-
-
использование сладких палочек «соломка»
-
Упражнение для языка с водой (соком) «Не расплескай воду».
-
Упражнения с использованием бинта
-
-
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребёнка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребёнка, но также память и внимание. Биоэнергопластика
-
-
Упражнения на снятие напряжения с мышц шеи и плеч«Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее»Данные упражнения снимают напряжение с мышц шеи и плеч, вызывают прилив крови к речевым органам, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике. Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения ( «Любопытная Варвара»).
-
-
Самомассаж
«Не циркач и не артист, сам себе я массажист» Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими.
-
Оформление папки – передвижки по теме «Артикуляционная гимнастика»
-
ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ. КАК ПРОВЕРИТЬ ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У РЕБЕНКА? КАК ОЦЕНИВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ РЕБЕНКОМ? КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВОДИТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ? ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ. - КАК ЛУЧШЕ ПОСАДИТЬ РЕБЕНКА РЯДОМ С СОБОЙ ВО ВРЕМЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ? - КАК ПОДБИРАЮТСЯ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ? - КАК ПРОВОДИТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ С ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА? - ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ? Я ЕМУ ОБ ЭТОМ СКАЗАЛА, А ОН ТЕПЕРЬ НЕ ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ.
-
Картотека «Артикуляционная гимнастика в стихах»
-
Сказки о «Весёлом Язычке» В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей. «Язычок и Змейка» Жил-был язычок. (Высунуть язык.) Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.) Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и забирать обратно.) — Давай играть вместе, — предложила змейка язычку. И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. ( Упр. «Качели».) А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.) Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.) Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».) Пора домой. Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.) И поскакали домой. ( Щелкать языком.)
-
. Выставка детских рисунков «В гостях у весёлого язычка».
-
Заключение Результат деятельности:1. Оформление папки – передвижки по теме «Артикуляционная гимнастика». 2. Создание картотеки «Артикуляционная гимнастика в стихах».3. Выставка детских рисунков «В гостях у весёлого язычка».4. Презентация проекта
-
Вывод:Данный проект был реализован. В ходе проекта у детей и родителей сформировалось представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием традиционных и нетрадиционных, игровых приемов и методов. Повысилась мотивация детей и их родителей к выполнению артикуляционной гимнастики дома. Дети узнали, какие органы артикуляции помогают произносить звуки – зубы, губы, язык. Закрепили умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками для получения и передачи нужной информации. Повысилась грамотность родителей в вопросах оказания поддержки и помощи детям в коррекционном процессе. Познавательная активность детей повысилась.Проект способствовал:- сближению с семьями воспитанников: родители принимали активное участие в создании рисунков с детьми;- получению детьми положительных эмоций и удовлетворения от результатов своих достижений;
-
Список литературы:
Журнал «Логопед» №3,2016. Интернет ресурсы. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Хлоп-топ». Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет, Москва, Издательство ГНОМ, 2013 год. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 10,2014.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.